Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2008

Учебник нового поколения

УЧЕБНИКИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯСпоры о предмете «основы православной культуры» и, если посмотреть шире, о преподавании религии в школах, ведутся уже много лет и конца им не видно. Но как оно обычно бывает? Пылкие неофиты грудью сталкиваются с упертыми атеистами, шуму получается много, и шум этот заглушает голос тех, кто подходит к проблеме здраво и пытается сделать что-то реальное.
Передо мной лежат два учебника — «История религий» и «История христианства». Оба они выпущены издательством «Русское слово», а созданы авторским коллективом — учеными из Института российской истории РАН, Института востоковедения РАН, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и др. Первая моя мысль после изучения этих книг — наконец-то! Наконец-то создан толковый школьный учебник, светский в точном смысле этого слова — то есть свободный и от атеистического подхода, и от навязывания религии. Как такое удалось? В поисках ответа я встретился с инициатором этого проекта, заместителем директора Института российской истории, доктором исторических наук Владимиром Михайловичем ЛАВРОВЫМ.


«Идея разработать вменяемый учебник по истории религий, — рассказывает он, — появилась у нас давно. Но сделать это было практически невозможно — за семьдесят лет государственного атеизма слишком многое мы утратили. Где взять специалистов? Как добиться, чтобы рассказ о религиях был грамотным, уважительным, лишенным митинговых страстей? Тем не менее, в середине 90-х годов был разработан план-проспект подобного учебника и принесен в Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Там идея понравилась, но... не нашлось средств. На десять лет проект оказался заморожен...»
Деньги появились сравнительно недавно — и совершенно неожиданно. Инициативу проявило руководство Республики Татарстан, и в этом у него был трезвый расчет. В республике живет примерно равное число русских (в большинстве своем называющих себя православными) и татар-мусульман. При этом изучение ислама у татар уже велось «снизу», преподавали его люди сомнительной квалификации, обучавшиеся за границей, никакого государственного контроля над их деятельностью не было. Последствия этого очевидны. Поэтому и было решено преподавать в школах Татарстана грамотный, разработанный настоящими профессионалами курс истории религий — прежде всего, Православия и ислама как основных в регионе, а также в более сжатом виде — других традиционных для России религий.
Так появился учебник «История религий», а несколько позднее, по заказу Белгородской области — «История христианства». Выпущены они под редакцией члена-корреспондента РАН, директора Института российской истории А. Н. Сахарова и адресованы школьникам 10-х — 11-х классов.
«Наши учебники, — поясняет Владимир Лавров, — рассчитаны на старшеклассников в обычной средней школе. Среди них есть и православные ребята, и мусульмане, и иудеи, и неверующие. Поэтому с самого начала мы придерживались принципа: никого не обидеть. Рассказывая о разных религиозных традициях, мы удерживаемся от каких-либо конечных мировоззренческих выводов, не говорим, что одна религия правильнее другой. Наша задача — показать, что каждая религия породила богатейшую культуру. Показать так, чтобы не задеть инаковерующих. При этом мы, авторы, не скрываем своей религиозной принадлежности, однако, и не навязываем ее учащимся — в отличие, скажем, от прямолинейно-вероучительного учебника “Основы православной культуры” Аллы Бородиной. Мы разработали светские учебники. Но светские — не означает атеистические...»
При этом Православию в учебнике «История религий» и особенно в «Истории христианства» уделяется центральное место. И это не случайно — ведь учебники предназначены для российских школьников, а вряд ли надо доказывать, что культура нашей страны выросла на православной почве, что, не разбираясь в Православии хотя бы на уровне знания основных фактов, невозможно адекватно понимать ни российскую историю, ни российскую культуру, ни, наконец, психологию русского человека. Причем это нужно знать не только русским, но и всем гражданам России, к какой бы национальности и религиозной традиции те ни принадлежали. Знать не для того, чтобы обязательно принимать, но чтобы понимать свою страну. «Точно так же, — продолжает Лавров, — и православным людям необходимо знать основы ислама, иудаизма, буддизма. Не только для “общего развития”, но и для лучшего осмысления своей собственной веры».
Однако замечу, что разработанный в Институте российской истории учебник «История религий» существует в нескольких вариантах, рознящихся от региона к региону. Раздел по исламу в учебнике для Татарстана, конечно же, представлен гораздо шире, чем в учебнике для Москвы. В учебнике для Урала больше места уделено староверам (которых там достаточно много), а также языческим религиям народов, живших на Урале. Тем самым обеспечивается необходимая мобильность.
Другая особенность этих учебников — способ подачи материала. Со школьных лет мы привыкли, что учебник истории заполнен тоннами дат и цифр, которые необходимо запоминать. «Мы сознательно отказались от такого подхода, — поясняет Владимир Лавров. — Я сам работал в школе и знаю, что современный школьник не воспримет скучный, сухой текст. Чтобы он стал читать, надо захватить либо его ум, либо сердце. Поэтому мы старались передать историю религий — и особенно Православия! — через живую историю личностей. К примеру, говоря о средневековой русской Церкви, мы строим рассказ на личности преподобного Сергия Радонежского; судьбу нашей Церкви в начале XX века, православное отношение к революции мы показываем через жизнь святого патриарха Тихона».
Учебники эти уже год как используются в школьном обучении. Но не в сетке обязательных часов, а в рамках факультативов, которые так и называются — «История религий», «История христианства». «Ясно, что в массовой школе невозможен вероучительный курс религии, — говорит Лавров, — его введение спровоцировало бы религиозно-национальные конфликты между детьми, особенно в регионах со смешанным православно-исламским населением. Значит, подход нужен культурологический и добровольный, а добровольность означает именно факультативную форму обучения».
Проблема в том, кто будет учить. По словам Владимира Лаврова, в течение прошедшего учебного года он часто встречался с учителями, работающими по этим учебникам. Большинство из них люди нецерковные, однако история религий им интересна. Есть не столь уж малочисленные атеисты. Есть, конечно, и воцерковленные люди — их немного, процентов пять. Наконец, есть и те, кому все равно, чему учить — лишь бы оплачивались часы.
Но проблема качества преподавания гораздо шире, чем вопрос об учебнике. Разумеется, быстро подготовить сотни квалифицированных учителей невозможно. Однако там, где такие люди есть, — а подобных мест в России уже немало — огромным подспорьем станут учебники «История религий» и «История христианства». С ними уже работать можно. И нужно.

alt
Владимир Лавров знакомит архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия с учебником «История христианства». Саранск, июнь 2008 г. Фото Юрия Бондаренко


Елена Николаевна Чавчавадзе,вице-президент Российского Фонда Культуры:
В учебном пособии «История религий» решаются познавательные и воспитательные задачи. С одной стороны, приведены разнообразные сведения о религиях нашей страны, представлен исторически объективный взгляд на их роль и место в жизни людей, с другой — дается духовно-нравственная оценка фактов, раскрываются духовные причины и следствия важнейших событий российской истории. Книга позволяет старшеклассникам приобщиться к культурным и духовным ценностям народов нашей многонациональной страны, выработать уважительное отношение к людям разной веры.

Учитель высшей категории многопрофильной гимназии № 13 г. Пензы
Наталья Борисовна Королькова:

Стиль изложения и его доступность полностью соответствуют профилю гуманитарного класса. Учебный материал выстроен последовательно, соблюдена логика его изложения: он разбит на разделы, разделы — на главы-темы, есть введение и заключение, выделен понятийный аппарат.
Учебный материал предполагает использование разнообразной деятельности учащихся, включая и интерактивные методы обучения. Вопросы и задания носят как обучающий, так и проблемный характер и имеют целью выработку у учащихся собственной мировоззренческой позиции на основе обсуждения сложных духовных и нравственных проблем.
Учебное пособие включает программу и примерное тематическое планирование курса, что помогает в работе при подготовке уроков, а также в выборе вариантов работы над темами.



Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий:
В прошедшем году еще на этапе обсуждения учебного пособия нам была предоставлена возможность ознакомиться с сигнальным образцом учебника. В дальнейшем представители Казанской духовной семинарии принимали активное участие в «круглых столах» с представителями как издательства, так и авторской группы учебного пособия. К сожалению, у нас не было достаточно времени, чтобы полно ознакомиться с книгой, но даже поверхностного прочтения достаточно, чтобы судить о высоком профессионализме авторов. Учебник написан довольно живым и увлекательным языком. Раздел, посвященный Христианству, изложен грамотно и, что главное, ненавязчиво. Насколько нам известно, курс варьируется от региона к региону, в зависимости от доминирующей религии. Мне кажется, такой подход положительно скажется на этно-конфессиональной идентификации ребенка. Думаю, что курс будет интересен не только детям, но и их родителям.
Также хотелось бы обратить особое внимание и на то, что на сегодняшний день вопрос преподавания курса истории религий — это, прежде всего, вопрос подготовки преподавателей. И хотя в нашем регионе педагоги проходили курс повышения квалификации на базе и Духовной семинарии и Исламского университета, кадровый вопрос так и остается нерешенным. Ведь качественно подготовить специалиста высокой квалификации за столь короткий срок практически невозможно…



Секретарь Вятской епархии, настоятель храма Иоанна Предтечи
протоиерей Александр Белыбердин:

Важно заметить, что при этом учебник «История религий» ИРИ РАН не подменяет собой светского курса «Основы православной культуры» или конфессионального курса «Закона Божия», хотя и предоставляет их преподавателям немало сведений и фактов, которые могут быть привлечены к этим урокам в качестве дополнительного материала. Это более чем актуально в современной ситуации, когда остро ощущается недостаток учебных и методических пособий, способных послужить своеобразным «мостом» между светской и конфессиональной школами.


Валиулла хазрат Якупов, заместитель муфтия Татарстана:
В последние десятилетия интерес к религии значительно возрос. Поэтому, вполне естественно, возникла необходимость в удовлетворении возрастающих потребностей общества в достоверной информации о религиозной ситуации в России и регионах.
Сегодня, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнения необходимость преподавания историй религий во всех учебных заведениях, и, прежде всего, в школе. Эта одна из эффективных форм подготовки общества к адекватному восприятию новой религиозной ситуации: в условиях многонациональной и поликонфессиональной России отдавать предпочтение только одной религии совершенно неприемлемо.
Но одной из нерешенных проблем до сих пор остается вопрос о формах и принципах преподавания истории религий в современной школе. Решение этой задачи, естественно, связано с подготовкой и изданием учебно-методических пособий. Культурологический поход, который для авторов учебника «История религий» стал основным, — наиболее эффективный, на мой взгляд. Действительно, в условиях светской школы очень важно рассматривать историю религий, в первую очередь, как совокупность духовных ценностей.
«История религий» характеризуется большим уважением ко всем конфессиям, культурам народов, очень внимательным, этически выверенным отношением, что говорит о толерантности и универсальности учебного пособия.
Пособие интересно и тем, что в нем всем мировым религиям уделено достойное место. В частности, практически впервые в издании такого рода Ислам и мусульманская культура освещены довольно подробно. Учебник позволяет получить полное представление о каждой религии — в нем рассказано о возникновении, истоках религий, основных догматах, обрядах и таинствах, показана эволюция религий от момента возникновения до того, как они пересекли границы России, а также их «российская» история и сегодняшнее положение.
Учебник, в принципе, не требует доработки в соответствии со спецификой регионов России. Книга универсальна, спокойна, объективна и уважительна — она адресована ко всем регионам: и мусульманским, и православным.
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба