Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №1, 2011

Владимир Легойда
А ВЫ СЛЫШАЛИ ГОЛОС С НЕБА?
Просмотров: 2343

«Чудо — веры лучшее дитя», —  писал Гёте. Возьму на себя смелость «лаять на слона» и утверждать, что в некотором смысле всё наоборот: чудо — дитя безверия. И вот почему.
Большинство современных людей понимают под чудом нечто сверхъестественное. Такое представление о чуде как о чем-то, превышающем законы бытия, ввел в философию английский мыслитель Дэвид Юм. Примерно с этих же пор согласные с подобным определением стали объяснять, что никаких чудес не бывает. Иными словами, люди придумали некое понятие и с упорством, достойным лучшего применения, доказывают, что это введенное ими новое понятие описывает то, чего не существует. В христианском сознании, насколько я в силах судить, такого юмовского отношения к чуду никогда не было.

...Евангелие нам говорит не только о тех чудесах, которые Христос совершал, но о тех, которые Он по каким-то причинам не совершал. С чего начинается общественное служение Христа? С сорокадневного пребывания в пустыне, с искушений сатаны. Именно тут Христос последовательно отказывается совершать три поступка, два из которых могли бы стать величайшими чудесами в истории человечества: претворение камней в хлебы (Мф 4:3) и владычество над всеми царствами мира (Мф 4:8–9). Но как посмотреть; ведь отказываясь от этих сатанинских чудес, Христос произносит слова, величественность и глубина которых тоже по-своему достигают масштабов чуда: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф 4:4, со ссылкой на Втор 8:3) и Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф 4:10, со ссылкой на Втор 6:13).

Если мы сравним Евангелие и апокрифы, то в последних чудес намного больше. Но суть евангельских чудес в том, что все они продиктованы не чем иным, как любовью к миру и к человеку. И это существенно: они — чудеса любви. Но правильно ли будет считать, что Христос совершает такие чудеса, которые идут на пользу людям? В том-то и дело, что это, конечно, так, но нужно еще понять, в чем же Спаситель видит эту пользу. Если мы вглядимся и подумаем, то поймем, что за изгнанием бесов, исцелениями, воскрешениями, умножением хлебов и хождением по воде всегда видится главная цель: открыть людям Бога. Собственно, отказавшись от предложения сатаны превратить камень в хлеб, Христос потом совершает «похожие» чудеса: насыщает несколькими хлебами тысячи людей. Но какова разница в причинах чуда!

Чудеса же апокрифов вполне укладываются в современное расхожее (можно сказать, материалистическое) представление о чуде как о нарушении физических законов мира... ради самого процесса этого нарушения.

Между тем блаженный Августин писал, что безусловным чудом является преумножение хлебов, но не меньшее чудо — и само произрастание хлеба. В этом смысле нужно признать, что деления всех вещей на «естественные» и «сверхъестественные» в сознании христианина нет, — хотя бы потому, что нам принципиально неизвестны границы «естественного».

В основе христианства — Личность Христа. Его Воскресение. Но чудо ли это? — нет, это намного больше, чем чудо. В современном сознании чудо — это что-то на уровне левитации йогов или компьютерных трюков в кино. А Воскресение Христово любые мыслимые определения чуда превосходит. Тут не нарушение законов бытия, но напротив — установление главного закона —  закона любви, которая превыше всего и прежде всего — превыше смерти, причем как явления и физического, и метафизического.

Я ни в коем случае не сомневаюсь, что по молитвам праведников исцеляются неизлечимые больные. Только это не чудо-фокус; это опять же действие Божьей любви в мире. При этом замечательно, что в молитве перед иконой Божией Матери «Всецарица», которой молятся о неизлечимо больных, говорится: Ум и руки врачующих нас благослови, да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего. На мой взгляд, это пример того, что и называется христианской трезвостью, при которой мир, о котором говорится в Символе веры, предстает в своем гармоническом единстве именно в своей целокупности как мир видимый и невидимый.

Но жаль, что на фоне большого количества физических исцелений мы практически не замечаем исцелений духовных. А их, слава Богу, тоже немало, хоть о них практически не говорят и мало пишут. Лично я готов свидетельствовать, как изменялась жизнь близких мне людей после их прихода к вере. И часто, когда в моем присутствии кто-то из общих знакомых замечал: «А как N. может называть себя христианином, ведь он...», — и дальше с негодованием озвучивал список «добрых» дел, я слушал это и понимал, что тот, кого сейчас порицают, —  уже давно другой человек. Он очень многое в жизни поменял. Разве такая перемена —  не чудо? Говорят, что после определенного возраста человека изменить уже нельзя. У меня есть друг, который частенько говорит: «Мне уже сорок шесть лет, разве я могу что-то с собой поделать...», а я вижу, как он последние несколько лет на моих глазах становится другим. Не во внешних привычках, манере разговаривать или одеваться, а внутренне, что,  конечно же, намного важнее. Пытаться же фиксировать и определять сущность внешних необъяснимых событий —  это, с моей точки зрения, тема для христианского сознания во многом периферийная.

Само собой, человек может прийти к вере, узрев то или иное чудо. Но он едва ли может на этом чуде свою веру строить и закреплять. В Новом Завете есть пример совершенно чудесного прихода к вере: некий Савл из Тарса, фарисей и свирепый гонитель христиан. По дороге в Дамаск он вдруг слышит голос. Это чудо? Чудо. От потрясения он слепнет. Необъяснимо? Необъяснимо. Потом прозревает. Возможно такое? Казалось бы, невозможно. А теперь вопрос: почему Савл стал апостолом Павлом и написал четырнадцать посланий? И вошел в историю как «Апостол языков»? Потому что ослеп, а потом снова стал зрячим? — Нет, конечно. Сам Апостол на этот вопрос отвечает так: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20). Он почувствовал Бога рядом с собой, в себе. Внешние изменение (т. е. чудеса) сопутствовали этому, но не они превратили Савла в Павла. Это было внутреннее преображение.

И когда нам самим очень хочется внешних чудес, когда мы выиграли в лотерею или исцелились от какой-то болезни, может быть, стоит задуматься: а чудо ли это? И это ли — чудо? К такому ли должно стремиться? Или все-таки к тому, чтобы и в нас зажил Христос — и тогда мы поймем что-то, что не выводится из внешних обстоятельств?
Ведь знамения посылались большому количеству людей одновременно: например, голос с неба во время Крещения Господа в Иордане слышало множество народа. Но Павлов среди них не появилось. Потому что только для фарисея Савла голос стал не просто чудом, а путем ко Христу.


Другие статьи автора: Легойда Владимир

Архив журнала
№10, 2019ф№11, 2019ф№12, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба