ИНТЕЛРОС > №1, 2016 > Вопросы мастерамВопросы мастерам04 января 2016 |
Почему на иконах нет тенейДмитрий Трофимов об иконахДмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» Ответ на этот вопрос следует искать в том переломном историческом моменте, когда на смену античности с ее культом пластической, телесной красоты пришла иная культура, основанная на христианских, евангельских ценностях. Античное миросозерцание покоилось на признании ценности земного бытия, земной героической красоты. Для христиан культ тела и натурализм потеряли всякую привлекательность. Они искали красоты духовной, не подверженной тлению. И для них подлинная, вечная красота — это исходящий от Бога свет, свет, который преображает и одухотворяет тварный мир. Цель христианина — достичь осиянности этим светом и самому стать «зажженной свечой», о которой сказано в Евангелии, что не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Почему на иконах изображают солнце, луну и звезды?Традиция изображения звезд и созвездий в христианском искусстве уходит в глубокую древность. Мы видим их красные вспышки на таинственных белых сводах римских катакомб, встречаем золотое сияние в равеннских мозаиках V–VI веков, разглядываем причудливые гримасы светил на пергаментах византийских рукописей, в так называемых «Космографиях», описывающих устройство Вселенной. Изображения зодиакальных знаков мы обнаруживаем и в христианских базиликах Европы XII–XIII веков, и в храме Ильи Пророка XVII века в Ярославле: на фресках свода галереи мы можем увидеть золотую небесную сферу с символами созвездий, а центром Вселенной здесь является место слияния Которосли и Волги. Небесные тела являлись свидетелями и даже участниками главных событий христианской истории, вспомним идущую перед волхвами звезду Рождества Христова (Мф 2:9). Поэтому их изображения гармонично встроены в соответствующие сюжеты. В сцене Распятия по сторонам от крестного древа почти всегда присутствуют два диска красного и серебристого цветов. Это знаки солнца и луны. Оба этих светила представлены и в сцене Страшного Суда, в верхней части, где ангелы свивают небо (Откр 6:12–14). Православный христианин верует, что не звезды руководят его жизнью, а Бог. Поэтому изображения светил и даже зодиакальных знаков лишь напоминают нам: созданные в четвертый день творения (Быт 1:14–18), вместе со всем тварным миром призванные хвалить Господа (Пс 148:1–4), небесные тела участвуют во вселенском богослужении и подчиняются воле своего Творца. Вернуться назад |