ИНТЕЛРОС > №1, 2012 > ПОЯС БОГОРОДИЦЫ: НЕМНОГО СОЦИОЛОГИИ Михаил Тарусин
|
Принесение в Россию Пояса Пресвятой Богородицы стало беспрецедентным событием, вышедшим за пределы сугубо внутрицерковной жизни. Миллионы паломников по всей стране, многокилометровая очередь в Москве, в которой люди стояли по шестнадцать часов, а некоторые и больше суток... На протяжении последних двадцати лет социологи и журналисты активно спорили: сколько в России верующих и насколько серьезна и глубока их религиозность. Однако до сих пор эта цифра оставалась чисто теоретической и абстрактной. Теперь же Россия увидела результаты воочию.
Кто стоял в очереди к Поясу? Для одних ответ очевиден — вот она, Святая Русь, пережившая все потрясения и годы государственного атеизма. Другие ехидно замечают, что этих людей якобы не видно в храмах на воскресных службах, что это чуть ли не язычники-обрядоверы, пришедшие не к Богу, а за простой прикладной магией.
Интернет-портал «Православие и мир» попытался разобраться в ситуации и провел собственное социологическое исследование в очереди, стоявшей к Поясу, а «Фома» попросил прокомментировать его результаты руководителя отдела социальных исследований Института общественного проектирования социолога Михаила Тарусина.
Оказалось, что очередь к Поясу действительно отражает перемены, произошедшие с церковным народом в нашей стране за последние годы во всей их сложности и неоднозначности. Впрочем, главное, конечно, не цифры, а то, ради чего люди самых разных взглядов, образования и уровня достатка готовы были стоять в бесконечной очереди на морозе, затмевая своим числом все другие митинги и собрания.
Михаил Тарусин: Веруют. Потому и идут
![]() Но позвольте несколько слов о тех, кто стоял в очереди на поклонение святыне. Добровольцы сайта «Православие и
![]() Касательно предположения, что люди в очереди политически мотивированы в том плане, что если на власть надеяться нельзя, так хоть Богородица поможет, можно сказать, что опрос выявил стремление почти половины респондентов просить Богородицу о даровании терпения и о других духовных добродетелях, о прощении грехов, о родных и близких. Т. е. о таких вещах, в которых самая добродетельная и заботливая власть уж точно никому не помощница.
Кстати, терпения у большинства стоявших в очереди было достаточно, поскольку почти все положительно оценили организацию очереди,
проявив тем самым истинно христианское смирение. Несмотря на километровые масштабы студёного стояния. ![]() ![]() Идет она скорее о неосведомленности наших неофитов (т. е. недавно пришедших в религию людей), которые далеко не в должной полноте осведомлены о местоположении многих святынь как в Москве, так и за ее пределами. А что неофитов сегодня много, говорит хотя бы тот факт, что в 2011 году православных верующих в России существенно больше, чем в году, к примеру, 2001-м. Значительно поменялся и их социальный состав, больше стало мужчин, молодых и образованных людей, пришедших к Богу не по родительской традиции или семейному воспитанию (атеизм в СССР не создал такой традиции, а наоборот, уничтожил ее), а по своей воле и стремлению к правде и истине во Христе.
Вот почему так важно, чтобы детей в школах учили народной вере и давали необходимые знания, которые позволят им не только творить добро, но и знать, куда обратиться в случае той или иной религиозной нужды. Пусть наши дети будут и в этом счастливее своих родителей.
При всем перечисленном не стоит забывать о главном значении прошедшего события. Не политические мотивы и не борьба за социальные права собрали вместе сотни тысяч людей, а вера Христова, которая живет в душах людей, дарует им любовь, надежду и силы преодолеть все трудности нашей непростой, но прекрасной жизни.
В диаграммах представлены данные опроса, проведенного порталом «Православие и мир» во время пребывания Пояса Богородицы в Москве. Обработаны 122 анкеты (40 мужчин, 82 женщины). Выборка осуществлялась случайным образом.
Вернуться назад |