ИНТЕЛРОС > №1, 2012 > ПОЯС БОГОРОДИЦЫ: НЕМНОГО СОЦИОЛОГИИ

Михаил Тарусин
ПОЯС БОГОРОДИЦЫ: НЕМНОГО СОЦИОЛОГИИ


29 января 2012
Принесение в Россию Пояса Пресвятой Богородицы стало беспрецедентным событием, вышедшим за пределы сугубо внутрицерковной жизни. Миллионы паломников по всей стране, многокилометровая очередь в Москве, в которой люди стояли по шестнадцать часов, а некоторые и больше суток... На протяжении последних двадцати лет социологи и журналисты активно спорили: сколько в России верующих и насколько серьезна и глубока их религиозность. Однако до сих пор эта цифра оставалась чисто теоретической и абстрактной. Теперь же Россия увидела результаты воочию.
Кто стоял в очереди к Поясу? Для одних ответ очевиден — вот она, Святая Русь, пережившая все потрясения и годы государственного атеизма. Другие ехидно замечают, что этих людей якобы не видно в храмах на воскресных службах, что это чуть ли не язычники-обрядоверы, пришедшие не к Богу, а за простой прикладной магией.
Интернет-портал «Православие и мир» попытался разобраться в ситуации и провел собственное социологическое исследование в очереди, стоявшей к Поясу, а «Фома» попросил прокомментировать его результаты руководителя отдела социальных исследований Института общественного проектирования социолога Михаила Тарусина.
Оказалось, что очередь к Поясу действительно отражает перемены, произошедшие с церковным народом в нашей стране за последние годы во всей их сложности и неоднозначности. Впрочем, главное, конечно, не цифры, а то, ради чего люди самых разных взглядов, образования и уровня достатка готовы были стоять в бесконечной очереди на морозе, затмевая своим числом все другие митинги и собрания.
Михаил Тарусин: Веруют. Потому и идут
Михаил ТарусинОколо полумиллиона верующих поклонились поясу Пресвятой Богородицы в Москве. Что сразу же стало поводом для самых смелых и столь же нелепых предположений и утверждений, пересказывать которые не имеет смысла, поскольку смысла нет в них самих. Значимость события, впрочем, оправдывает поднятую шумиху, но не следует забывать, что всенародное поклонение христианским святыням — далеко не уникальное явление в нашей новой жизни. Напомним, что в 2006 году примерно такое же количество паломников поклонилось в одной только Москве деснице Иоанна Крестителя, а еще ранее, в 2000 году, многотысячные толпы шли на поклонение честной главе целителя Пантелеимона. Впрочем, тогда не было столь болезненной реакции части медиапространства, которая заметна сегодня. Отчего же именно сейчас религиозные чувства верующих стали предметом столь пристального и болезненного внимания? Видимо, кому-то нынче стало особенно обидно, что не его девизы собирают людей, а общая вера в Господа нашего Иисуса Христа.
Но позвольте несколько слов о тех, кто стоял в очереди на поклонение святыне. Добровольцы сайта «Православие иСнимок экрана 2011-12-14 в 12.12.40.png мир» провели опрос паломников в очереди и выяснили, что стоят люди не просто православные, но в основном воцерковленные, т. е. те, кто регулярно посещают богослужения и участвуют в таинствах Исповеди и Причастия. Это к вопросу о том, что на поклонение идут какие-то язычники, Бога не ведающие. Ведают. Потому и идут.
Касательно предположения, что люди в очереди политически мотивированы в том плане, что если на власть надеяться нельзя, так хоть Богородица поможет, можно сказать, что опрос выявил стремление почти половины респондентов просить Богородицу о даровании терпения и о других духовных добродетелях, о прощении грехов, о родных и близких. Т. е. о таких вещах, в которых самая добродетельная и заботливая власть уж точно никому не помощница.
Кстати, терпения у большинства стоявших в очереди было достаточно, поскольку почти все положительно оценили организацию очереди,
 проявив тем самым истинно христианское смирение. Несмотря на километровые масштабы студёного стояния.
Снимок экрана 2011-12-14 в 12.12.59.pngС другой стороны, далеко не все опрошенные знали о том, что частица Пояса Богородицы уже давно находится в храме Ильи Обыденного, что в пяти минутах ходьбы от храма Христа Спасителя. Критики очереди почему-то называют это явление фарисейством, хотя различия между святынями в обоих храмах нет никакого, отчего подобные обвинения теряют смысл, ведь для фарисейства необходимы кардинальные различия между догматами вероучения. О чем в данном случае речь не идет.
Снимок экрана 2011-12-14 в 12.12.52.png
Идет она скорее о неосведомленности наших неофитов (т. е. недавно пришедших в религию людей), которые далеко не в должной полноте осведомлены о местоположении многих святынь как в Москве, так и за ее пределами. А что неофитов сегодня много, говорит хотя бы тот факт, что в 2011 году православных верующих в России существенно больше, чем в году, к примеру, 2001-м. Значительно поменялся и их социальный состав, больше стало мужчин, молодых и образованных людей, пришедших к Богу не по родительской традиции или семейному воспитанию (атеизм в СССР не создал такой традиции, а наоборот, уничтожил ее), а по своей воле и стремлению к правде и истине во Христе.
Вот почему так важно, чтобы детей в школах учили народной вере и давали необходимые знания, которые позволят им не только творить добро, но и знать, куда обратиться в случае той или иной религиозной нужды. Пусть наши дети будут и в этом счастливее своих родителей.
При всем перечисленном не стоит забывать о главном значении прошедшего события. Не политические мотивы и не борьба за социальные права собрали вместе сотни тысяч людей, а вера Христова, которая живет в душах людей, дарует им любовь, надежду и силы преодолеть все трудности нашей непростой, но прекрасной жизни. 
В диаграммах представлены данные опроса, проведенного порталом «Православие и мир» во время пребывания Пояса Богородицы в Москве. Обработаны 122 анкеты (40 мужчин, 82 женщины). Выборка осуществлялась случайным образом.


Вернуться назад