ИНТЕЛРОС > №9, 2010 > НА СМЕРТЬ - КАК НА БРАЧНЫЙ ПИР

ДАМАСКИН (Орловский), игумен
НА СМЕРТЬ - КАК НА БРАЧНЫЙ ПИР


23 сентября 2010
Памяти священномученика Варсонофия (Лебедева) и преподобномученицы Серафимы (Сулимовой)

15 сентября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Варсонофия (Лебедева), епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии, и преподобномученицы Серафимы (Сулимовой), игумении Ферапонтова монастыря.

Задолго до наступления гонений на Русскую Православную Церковь многие ревностные архипастыри и пастыри конца ХIХ — начала ХХ столетий, скорбя о теплохладности современных людей, поднимали мысленный взор ко временам апостольским и наступившему вслед за ними времени мучеников. И на исходе второго десятилетия ХХ столетия как бы воскресла картина первых гонений на христиан, через личность тех или иных людей снова явственно проступили духовные силы — беспощадные силы зла в гонителях и сила Христова в мучениках.

Священномученик Варсонофий родился в 1871 году в Новгородской губернии в семье псаломщика и в крещении был наречен Василием. В семье было восемь детей. Его отец, Павел Михайлович Лебедев, умер, когда Василию было семь лет, а старшему ребенку — четырнадцать. Мать сирот, Аграфена Ивановна, осталась без средств к существованию и уже на следующий день после смерти мужа не знала бы, чем накормить детей, если бы не нашелся добрый человек и не прислал голодной семье мешок ржаной муки.

Василию рано пришлось познакомиться с нуждой и горем и испытать лишения. Из-за крайней бедности семьи он был зачислен в Боровичское духовное училище на казенный счет. Мать не имела материальной возможности помогать сыну, казенное содержание не всегда было достаточным, и здесь будущему святителю поневоле пришлось сурово поститься по сравнению со своими более обеспеченными товарищами. Утром перед занятиями он зачастую оганичивался куском хлеба и чашкой холодной воды.

По окончании училища Василий поступил в Новгородскую духовную семинарию. На выпускном экзамене его как выдающегося ученика экзаменовал архиепископ Новгородский и Старорусский Феогност (Лебедев). Он нашел успехи Василия настолько значительными, что благословил отправить его на лето в Москву к архимандриту Павлу Прусскому, настоятелю Московского Никольского единоверческого монастыря для подготовки к миссионерской деятельности. По возвращении в Новгород Василий был назначен на должность помощника епархиального миссионера.

В 1895 году он был пострижен в монашество с именем Варсонофий, рукоположен во иеромонаха и назначен на должность миссионера, а в 1909 году — возведен в сан архимандрита.

8 января 1917 года архимандрит Варсонофий был хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. Во время наречения он сказал: «Знаю я хорошо, как высоко смотрит верующая паства на своего святителя, но вместе с тем по своему миссионерскому опыту я прекрасно знаю и то, как враги Церкви Христовой и как многие из немощных членов Церкви зорко следят за всяким поступком, за всяким словом устно, а особенно в печати сказанным от епископа, как они зорко следят даже за всяким движением архипастырей церковных и как враги Церкви Христовой подмеченные за кем-либо из святителей немощи и грехи — это личное пятно — пытаются перенести на всю Церковь Христову, со злорадством кричат всем: “Вот как ваша Церковь делает!” — и тем производят смущение даже среди верующих членов Церкви; при этой мысли, сознавая свои немощи и грехи и взирая на высоту святительского служения, страх и трепет смущает душу мою... смущает, но не приводит в отчаяние, ибо на одни свои силы я никогда ни в чем не надеялся и не надеюсь... Так и при исполнении возлагаемых на меня святительских обязанностей — этих добрых дел, на свои собственные силы я не надеюсь, а и тут положусь на милосердие и помощь Божию...»

Когда в России начались преследования священнослужителей после захвата власти большевиками, епископ Варсонофий продолжал неустанно призывать народ к вере, к жизни в Церкви.


В двадцати километрах от Кириллова в древнем Ферапонтовом монастыре подвизалась первая после восстановления обители игумения Серафима (Сулимова). Игумения Серафима родилась в 1858 году в городе Устюжна Новгородской губернии и в крещении была наречена Елизаветой. В 1874 году она поступила в Леушинский монастырь и через десять лет была определена в число послушниц. В 1901 году была пострижена в монашество с именем Серафима. После благословения Святейшего Синода на открытие Ферапонтова монастыря игумения Леушинской обители Таисия (Солопова) предложила желающим идти в Ферапонтово. В числе других туда отправилась монахиня Серафима. 2 июля 1906 года она была назначена игуменией. Игумения Серафима отличалась расс удительностью, с насельницами была ласкова, по обстоятельствам и строга, стараясь жизнь в обители устраивать в соответствии с монастырским уставом.

12 мая 1918 года в связи с отказом крестьян допустить представителей советских властей к описи монастырского имущества игумению Серафиму вызвали в Кирилловский исполком для допроса, а затем арестовали, обвинив в подстрекательстве крестьян к бунту.

14 сентября епископ Варсонофий был в Горицком монастыре, где осматривал местные древности. На обратном пути епископа арестовали и заключили в тюрьму в Кириллове, где он встретил игумению Серафиму и других арестованных. Узники говорили, что время сейчас таково, что их арест может закончиться расстрелом. Епископ ответил на это: «Я не боюсь насильственной смерти, но я не смею думать, чтобы Господь нашел меня достойным мученической кончины».

На следующий день около пяти часов утра епископа Варсонофия, игумению Серафиму и четырех мирян вывели из тюрьмы и повели по направлению к Горицам. Их сопровождали двадцать красногвардейцев.
По дороге к Горицам находилось подворье Филипповой Ирапской Красноборской пустыни. Над входом в подворье помещалась икона святого Филиппа Ирапского. Епископ, проходя мимо, хотел перекреститься, но конвоир ударил его по руке прикладом ружья. Епископ невольно ускорил шаг, и конвойные насмешливо сказали ему: «Не торопись, успеешь попасть в Царство Небесное!»

Шли по древней, времен преподобного Кирилла, дороге. Впереди — епископ Варсонофий в клобуке, с посохом в руке; почти вровень с ним, чуть отступая, игумения Серафима, за ними — миряне. Епископ шел уверенно, твердо, зная, что наступил час разрешения от земных уз для бытия со Христом. Игумения шла не вполне еще веря, что их будут казнить без суда, она полагала, что их ведут в Горицы, чтобы посадить на пароход.

Так они дошли до верстового столба, на котором было обозначено, что до Гориц отсюда пять верст, а до Кириллова две. Здесь каратели приказали остановиться и свернуть с дороги направо. Теперь сомнений не оставалось — ведут расстреливать.

«Вот и наша Голгофа», — сказал святитель, приблизившись к месту казни. Игумения покачнулась, епископ протянул руку, поддержал ее и сказал: «Матушка, приободрись! Ты — лицо духовное, нам надо на смерть идти, не боясь, как на брачный пир, с веселием. Наступит время, когда нам с тобой завидовать будут». Слабость прошла, и она спокойно, с миром душевным пошла к месту казни.

Приговоренные были поставлены лицом к горе Золотуха, спиной к Кирилло-Белозерскому монастырю. В конце каждого дня после повечерия игумения Серафима просила у сестер прощения, земно кланялась им и говорила: «Простите меня, окаянную». Теперь, обратившись к убийцам, она тихо сказала: «Простите меня, окаянную».

Карателям послышалось, что это их она назвала окаянными, они выстрелили и убили ее. Затем раздались один за другим пять залпов. Все были убиты, только святитель продолжал стоять и молиться с воздетыми к небу руками. Он читал отходную и когда закончил ее, то произнес: «Аминь» и услышал, как один из палачей закричал: «Да опусти ты руки!»

«Я кончил, — сказал епископ, — кончайте и вы». С этими словами он повернулся лицом к обители, благословил ее и опустил руки. Последовал выстрел в упор, и епископ Варсонофий упал мертвым.

Сразу же после этих событий епископ Тихвинский, викарий Новгородской епархии, в будущем патриарх, Алексий (Симанский) писал в послании к пастве: «Совершилась воля Божия о преосвященном епископе Варсонофии. В награду за его благочестивую жизнь, за его усердие и твердость в несении иноческого подвига, за его кротость и незлобие и вместе ревность о Церкви Христовой дана ему от Господа величайшая награда еще здесь, на земле, — удостоиться части избранных и сподобиться венца мученического. Житие его было честно и успение со святыми. Преклонимся пред неисповедимыми судьбами Божиими и, скорбя об утрате приснопамятного Владыки, возблагодарим Бога за то, что и в наши дни, в назидание нам, Он воздвигает светильников веры и благочестия... Взирая на скончание жительства его, да подражаем вере его».

Вернуться назад