ИНТЕЛРОС > №24, 2020 > Трансверсальность нового материализма

Рик Дольфийн, Ирис ван дер Туин
Трансверсальность нового материализма


13 августа 2020

Мануэль Де Ланда и Рози Брайдотти, независимо друг от друга, начали использовать термин неоматериализм или новый материализм во второй половине 1990-х в рамках культурной теории, которая не признает привилегированности культуры, а фокусируется на том, что Донна Харауей (2003) называла “природокультура”, а Бруно Латур ([1991] 1993) просто определял как “коллективы”. Термин предлагает культурную теорию, которая радикально перепродумывает дуализм, еще столь характерный для нашего (пост)модернистского мышления, и потому наш анализ начинается с того, как эти оппозиции (природа и культура, материя и разум, человек и не-человек) производятся взаимным действием. Такой подход глубоко заинтересован в морфологии изменений и придает особое внимание возникновению материальности, тому, чем пренебрегало дуалистическое мышление. В тоже время, появившись на свет, мы уже где-то и с кем-то мат(ь)ериально связаны (Брайдотти 2002b с.170). Это объясняет почему одновременно с интересом к науке, видимым у Латура и Де Ланда, эмансипация матери(и) это также и феминистский проект.


Вернуться назад