ИНТЕЛРОС > Вып. XXI, 2013 > Апология полемоса

Юрий Матвиенко
Апология полемоса


29 октября 2013

Исследованию феномена войны, её природы, сущности и содержания посвящено огромное количество как научных работ и философских трактатов, так и художественных произведений. Войну называли и «отцом всего» (Гераклит), и «путём обмана» (Сунь-цзы), и «продолжением политики насильственными средствами» (Клаузевиц). А незабвенный Козьма Прутков выразился в отношении войны со свойственной ему прямотой и ясностью: «Когда народы между собой дерутся, это называется войною».

Российской Императорской армии генерал-лейтенант Н.Н. Головин рассматривал войну как своего рода социальный невроз. Немецкий философ и естествовед начала ХХ века Георг Фридрих Николаи видел причины возникновения войны в биологических инстинктах человека и его борьбе за выживание. А уже в конце самого жестокого века в истории человечества его соотечественник философ Хаймо Хофмайстер увидел в войне феномен жизни.

С точки зрения метафизики война всегда имеет антиматериалистический, духовный смысл. Это — своеобразный «экзамен для нации». Война предоставляет человеку возможность пробудить Героя, спящего внутри него. Согласно взглядам метафизиков, «сражаются не за страну или честолюбивые государственные устремления, а за высший принцип цивилизации». По их мнению, война и героический опыт способны вызвать пробуждение глубинных сил, связанных с основами расы: «Кровь героев священнее чернил мудрецов и молитв верующих». Материалисты, в особенности марксисты, напротив, видели причину войн исключительно в классовом неравенстве общества и антагонистическом противостоянии «между трудом и капиталом»


Вернуться назад