ИНТЕЛРОС > №4, 2019 > Духовное видение истории как дискурсивный порядок политической эсхатологии: убийство семьи Николая II в поздне- и постсоветской православной историософии

Сергей Штырков
Духовное видение истории как дискурсивный порядок политической эсхатологии: убийство семьи Николая II в поздне- и постсоветской православной историософии


11 декабря 2019

Сергей Штырков
профессор факультета антропологии
Европейского университета в Санкт-Петербурге;
старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии
им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия).
shtyr@eu.spb.ru

 

Статья посвящена описанию и анализу ряда аргументационных приемов, используемых для построения исторических нарративов в дискурсивном поле современного российского православия. Одно из основных притязаний дискурсивного порядка любой религии, существующей в современном (модерном) секулярном обществе, заключается в том, что религиозный человек и особенно религиозный профессионал способен или даже обязан видеть в событиях и явлениях окружающей действительности что-то, что недоступно взгляду человека нерелигиозного. На примере истории убийства семьи Николая II автор исследует проблему «двойного дискурса» православного исторического нарратива, в которой рассказ о конкретных действиях тайных сил является необходимым элементом для формирования глобальной метаисторической картины.


Вернуться назад