ИНТЕЛРОС > №1, 2014 > Уровень мусульманской религиозности населения в Среднем Поволжье и Приуралье по данным советских социологических исследований (1966 – 1991)

Мансур Кильдеев
Уровень мусульманской религиозности населения в Среднем Поволжье и Приуралье по данным советских социологических исследований (1966 – 1991)


28 сентября 2014

Mansour Kildeyev

The Level of Muslim Religiosity in the Middle Volga and Ural Regions According to Soviet Sociological Surveys (1966–1991)

Mansour Kildeyev — Leading Researcher, Scientific Center for Safety Research (Kazan, Russia). tegel76@yahoo. de

This article explores the methods and results of the research of Muslim religiosity in the Middle Volga and Ural regions in the late Soviet Union. The article draws upon the sociological surveys conducted in 1966 – 1991. These surveys revealed some interesting trends that did not correspond to ideological objectives and expectations. The article also demonstrates regional specifics of the Soviet sociological school and its relationship with the ideological authorities. The surveys of religiosity of the Soviet population were, in a sense, a vote of confidence to the official ideology.

 

Основной функцией социологических исследований по вопросам религии и атеизма в СССР, как теперь и в России, являлось изучение уровня религиозности, то есть установление соотношения в обществе между носителями религиозного и нерелигиозного сознания. В СССР вплоть до конца 1980 х гг. социологические исследования религиозности населения проводились не специализированными социологическими институтами, а Институтом научного атеизма при Академии общественных наук при ЦК КПСС — высшим партийным учебным заведением. Результаты не доходили до научной общественности, так как публиковались не в научных журналах, а в закрытых бюллетенях. Применение методов выборочного социологического исследования стало альтернативой ведомственному учету сведений, связанных с деятельностью действующих в соответствии с законом религиозных обществ. Сбор информации об уровне религиозности населения («систематическое изучение религиозной обстановки в населенных пунктах») входил в задачи учрежденных в 1960 – 1961 гг. комиссий по контролю за соблюдением законодательства о культах при местных органах власти. Однако местные (городские, районные, сельские) советы были заинтересованы в том, чтобы, во первых, жестко администрировать действующие на их территории религиозные общества и организации, и, во вторых, искусственно занижать показатели религиозности населения. Так, в 1975 году районный комитет КПСС Абзелиловского района Башкирской АССР отчитывался перед областным комитетом о проведенной в каждом населенном пункте работе по выявлению степени религиозности цифрой «до 2 %» верующих от всего населения. Можно было бы принять на веру эту информацию. Но всего лишь годом ранее закончилось исследование, проведенное в районе учеными из Уфы (с итогами которого, по всей видимости, районное руководство еще не было знакомо). Ими был выявлен уровень религиозности на порядок выше, чем заявлено в информации райкома. Повышенная религиозность, равно как и активность незарегистрированных религиозных организаций, вовлечение в их деятельность несовершеннолетних, могла быть расценена как «эксцесс» в сфере атеистического воспитания и стать предметом тщательных разбирательств директивными органами на самом высоком уровне


Вернуться назад