ИНТЕЛРОС > №1, 2014 > Сollis, R. (2012) The Petrine Instauration: Religion, Esotericism and Science at the Court of Peter the Great, 1689 – 1725

Ю. Родиченков
Сollis, R. (2012) The Petrine Instauration: Religion, Esotericism and Science at the Court of Peter the Great, 1689 – 1725


28 сентября 2014

Новая книга Роберта Коллиса «Петровская реставрация: религия, эзотеризм и наука при дворе Петра Великого, 1689 – 1725», конечно же, вызовет особый интерес у российского читателя, и не только благодаря неизменно популярной тематике, но и потому, что бережное и внимательное отношение автора к российской истории и культуре составило бы честь любому отечественному исследователю. Но позвольте, почему «петровская реставрация»? Не реформы, не преобразования, а именно реставрация? И Р. Коллис дает ответ на этот вопрос буквально на первых страницах книги, а затем, после подробного изложения своих доводов, вновь обращается к нему, но уже в последней главе, посвященной личности самого Петра. Интересной особенностью книги является то, что автор не просто излагает исторические факты и анализирует концепции; в центре повествования образы и идеи людей, судьбы которых неразрывно связаны с историей нашей страны. Квирин Кульман, последователь Я. Беме и проповедник пятого «иезуэлитского царства»; его сторонник и «подельник» Конрад (в известной традиции переиначивать имена «на русский манер» — Кондрат) Нордерман; купец из Немецкой слободы, не нуждающийся в особых представлениях, по определению Р. Коллиса, «ученый колдун при дворе Петра Великого», Яков Брюс; последователь Парацельса, иатрохимик, лейб-медик Петра I и первый русский архиатр Р. Эрскин (в русской интерпретации Роберт Карлович Эрскин); митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский; архиепископ Псковский, неординарный и неоднозначный религиозный мыслитель и философ Феофан Прокопович — вот далеко не полный перечень тех, чьи дела и мысли создавали специфическую неповторимость эпохи, для которой характерны не только бурное развитие естественных наук и техники, но и уникальный синтез, казалось бы, несоединимого — религии, науки и эзотерики.


Вернуться назад