ИНТЕЛРОС > №1, 2018 > Из истории российского религиоведения: у истоков научной психологии религии в России (конец XIX — начало XX в.)

Ольга Михельсон
Из истории российского религиоведения: у истоков научной психологии религии в России (конец XIX — начало XX в.)


06 мая 2018

В статье рассматривается психологическое направление российской науки о религии рубежа XIX–XX вв. В психологических подходах к изучению религиозного в России этого периода можно выделить два основных направления: философско-психологическое (Н.Я. Грот, Г.И. Челпанов, Л.М. Лопатин и др.) и естественно-научное (В.М. Бехтерев, А.А. Токарский, В.Ф. Чиж, А.Ф. Лазурский, А.И. Яроцкий и др.). Исследователи первого направления занимались общими теоретическими вопросами психологии религии, находясь под значительным влиянием работ В. Вундта и У. Джеймса; в рамках направления велись дебаты о психологической интерпретации понятия души, критиковались позиции физиологического монизма и параллелизма, формировалась доказательная база спиритуалистической гипотезы понятия души. Исследователи второго направления основывались в том числе на методологии, предложенной в экспериментальной психологии, и фокусировали свое внимание не столько на общих вопросах, сколько на более конкретных явлениях; при этом влияние Вундта, Джеймса и др. западных исследователей на их работы также велико. Область религиозного относилась в России к сложным для исследования темам, и научная психология больше интересовалась другими направлениями психологии, нежели религией. При этом русская естественно-научная психология этого периода достигла значительных успехов и признания в мировой науке. Общий высокий уровень психологических исследований в России обусловил и высокий уровень дореволюционной отечественной психологии религии, что выразилось, среди прочего, в том, что российская наука о религии в ее психологическом направлении по ряду вопросов опередила свое время.


Вернуться назад