ИНТЕЛРОС > №2, 2020 > Holy Selfie в католицизме и православии: сравнительный анализ нового визуального канона

Софья Тихонова, Елена Медведева
Holy Selfie в католицизме и православии: сравнительный анализ нового визуального канона


23 августа 2020

На основе анализа визуального контента, доступного в социальной сети Instagram, в статье рассматривается феномен holy selfie как способ выражения религиозной идентичности последователей православия и католицизма. Селфи как способ самопрезентации в сети позволяют верующим фиксировать свою причастность к сакральным местам, персонам, событиям и предметам. Несмотря на неодобрение со стороны православных и католических священников, увлечение селфи становится одним из способов консолидации религиозных сообществ вокруг религиозного опыта. На основе концептуального и методологического анализа научных исследований, посвященных селфи и репрезентации религии в медийном пространстве, контент-анализа 200 селфи, представленных в открытом сегменте Instagram, а также изучения мнения католических и православных священников по отношению к селфи были сделаны следующие выводы. Во-первых, коммуникационная функция и функция памяти в holy selfie сливаются. Во-вторых, были выделены два принципиально разных визуальных канона селфи, репрезентирующих православных и католических пользователей. Оба канона, несмотря на стихийность их формирования, подвержены влиянию медийной политики Римско-католической и Русской православной церквей, при этом выполняя свою основную функцию отражения экзистенциальных и коммуникативных потребностей пользователей.


Вернуться назад