Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №3, 2013

Анастасия Белькова
Отношения государства и церкви в теории религиозной экономики

Anastasia Belkova

Church-State Relations in the Theory of Religious Economy

Postgraduate Student of the Institute of Mongolian,
Buddhist and Tibetan Studies
of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science,
Ulan-Ude (Russia)
afan-project@mail.ru

This paper is an attempt to consider state and church relations using the theory of religious economy. This paper presents the review of researches using economic approach to the study of religion, which touchs upon the problem of the influence of state on religious sphere. The author uses economic models and comes to the following conclusions. First, economic reasons of intervention of the state into religious market are linked with positive social effect from activity of religious organizations. Second, the state in such a situation seeks to promote religious organizations, however, the issue of loyalty comes to the fore. The state regulates religious market and subsidizes only loyal religious organizations in order to control the expenditure of public funds. Religious organizations of traditional faiths often become loyal because of the wide experience of interaction with the government

ТеоретическАя модель, использующая экономический подход как основу для анализа религии, является одной из основных методологических парадигм современной социологии религии. В ее рамках религиозные организации рассматриваются как конкурирующие между собой фирмы, предлагающие религиозный товар потребителям. Этого определения религиозной экономики мы и будем придерживаться в данной работе. основными представителями данного направления являются Уильям Бейнбридж, Роджер Финке, Лоуренс Яннакконе и Родни Старк. В России работы, касающиеся религиозной экономики, в большинстве своем являются теоретическими обзорами. С.А. Опалев рассматривает место теории рационального выбора среди современных теоретических подходов к изучению религии, а также влияние религиозного плюрализма и государственного регулирования религий на религиозность. Е.Д. Руткевич анализирует «новую парадигму» С. Уорнера и его последователей, которые изучают экономический подход к анализу религии, и употребляет при этом различные наименования: «теория рационального выбора религии», «теория религиозной мобилизации», «теория рыночной религиозной ниши», «теория религиозной экономики», «теория религиозного предложения», «модель религии рационального выбора». Р.О. Сафронов дает краткий ретроспективный обзор формирования и развития теории рационального выбора в социологии религии. Е.А. Степанова, рассматривая различия между религиозной ситуацией в США и в Западной европе, также обращается к теории рационального выбора



Другие статьи автора: Белькова Анастасия

Архив журнала
№3, 2020№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба