ИНТЕЛРОС > №3, 2013 > Интерпретативная антропология религии Клиффорда Гирца: религиозные практики как сети значений

Лариса Астахова
Интерпретативная антропология религии Клиффорда Гирца: религиозные практики как сети значений


23 января 2014

Larisa Astakhova

Clifford Geertz’s Interpretative Anthropology of Religion: Religious Practices as Webs of Meaning

Associate Professor,
Chair of Department of Religious Studies,
Kazan (Volga Region) Federal University,
Kazan, Russia
lara_astahova@mail.ru

 

Clifford Geertz, well known as the founder of «interpretative anthropology», is still not fully acknowledged within the field of Russian religious studies. His works, however, may be of interest not just for his fieldwork methodology but also for the essential role of religion in Geertz’ social theorizing. His understanding of religion evolved, but in general he saw it as a net of meanings that allow people to transcend the everyday and to overcome existential finitude.

Клиффорд Гирц еще в 1980‑х годах отмечал, что «сегодня у нас все области знания имеют свои названия». рассуждения Гирца о сущности научного исследования, когда гуманитарные изыскания не всегда сопрягаются собственно с духом науки, а подчас вообще оказываются лишь «литературными конструкциями», отражали сложную ситуацию в американском академическом сообществе, связанную с противоречия ми между институциональными представлениями и реальными потребностями науки. Американский академический мир прошел сложный путь преодоления данного разрыва, и в том числе усилиями самого К.Гирца; процессы эти болезненно знакомы и российскому академическому читателю. Не избежало этого и религиоведение. В последние десятилетия религиоведение в россии переживает этап бурного развития. В течение этого периода качественного роста и активного расширения многообразия подходов религиоведение, отстаивая не только важность изучения религии как феномена, но и само право на самостоятельное существование, артикулирует свой объект и предмет. Подобного рода процессы, как и ранее в академическом мире других стран, зачастую сопрягаются со своеобразной «канонизацией» «отцов‑основателей», что является отражением динамики выработки собственно религиоведческой научно‑дисциплинарной «ниши»


Вернуться назад