ИНТЕЛРОС > №3, 2013 > «Различать негативное и позитивное в религии…»

Роланд Боер
«Различать негативное и позитивное в религии…»


23 января 2014

Roland Boer: «To distinguish between the negative and the positive in religion…»

Research Professor at Newcastle University,
Australia;
Professor of Literature at Renmin
University of China
Roland.Boer@newcastle.edu.au

 

This is an interview by Roland Boer, one of the coeditors of a new SAGE journal «Critical Research on Religion» (first two issues published in 2013). Boer talks about editorial policy and research focus of the new publication. The title contains reference to Frankfurt School with its attempt to integrate Marxism, psychoanalysis and feminism into empirical social studies. The field also includes postcolonial, post-structuralist and gender studies. The editorial board of the new journal will also follow a certain agenda in dealing with religion, trying to distinguish between some «deficiencies» of religious phenomena and a potential «harm» they can produce from those elements of religion that contribute to the progress and fullness of human condition

В чем особенность Вашего подхода и чем журнал отличается от других изданий, посвященных научному исследованию религии?

 

Предлагая наш проект издательству SAGE, мы исходили из двух ключевых моментов. во-первых, это тема «критического исследования религии», отсылающая к мыслителям Франкфуртской школы, к их попыткам вписать марксизм в контекст эмпирических социальных исследований, равно как психоанализа, феминизма и проч. Позднее это привело к появлению так называемого критического подхода, который в настоящий момент включает в себя целый ансамбль направлений: постколониализм, постструктурализм, гендерные исследования и так далее. Мы считаем, что все это востребовано сегодня. во-вторых, это конкретное содержание самого термина «критическое», как мы его понимаем. дело в том, что под критическим зачастую подразумевают научное как якобы объективное и не отмеченное знаком идеологий. в противовес такому подходу мы предлагаем вернуться к первоначальному значению греческого kritikos, что значит разбирающий, судящий, распознающий. а согласно уже Эрнсту Блоху, в процессе «распознавания» религии в ней обнаруживаются как элементы, являющиеся негативными, так и, напротив, элементы, которые можно отнести к позитивным. то есть, не претендуя на эмпирически объективное изучение религии, осуществляемое с якобы внешней, незаинтересованной позиции, мы говорим об исследовательской процедуре, призванной определить, какой из элементов религии «ущербен» или может нанести вред, но также и о том, какой из присущих ей элементов способствует общественному прогрессу. как вы видите, во всем этом присутствует определенный левый акцент и левая повестка дня. Мне кажется, что в SAGE как раз оценили тот факт, что мы готовы занять определенную позицию по отношению к острым вопросам современности, касающимся религии, то есть что журнал будет активно участвовать во всех этих дискуссиях


Вернуться назад