ИНТЕЛРОС > №3, 2019 > Гиперреальная религия, Лавкрафт и культ «Зловещих мертвецов»

Александр Павлов
Гиперреальная религия, Лавкрафт и культ «Зловещих мертвецов»


23 октября 2019

Статья посвящена феномену «Зловещих мертвецов» в контексте новой религиозности. Автор анализирует причины роста репутации франшизы как важного феномена популярной культуры, выросшего из малобюджетного независимого фильма. В статье показано, что известность «Зловещих мертвецов» не может быть объяснена только тем, что они стали трансмедийным феноменом (мюзикл, театральная постановка, видеоигры, комиксы, римейк, сериал и т. д.). Прояснив понятия «популярная культура» и «фантастика», автор утверждает, что «Зловещие мертвецы» можно считать и тем, и другим. Далее речь идет о том, что франшиза может быть прочитана как форма новой религиозности в рамках концепции гиперреальной религии Адама Поссамаи. Последняя постулирует некий вид «религий», основанных на продуктах популярной культуры и имеющих лишь репрезентации, но не реального референта («симулякры»). И хотя «Зловещие мертвецы» не могут быть признаны полноценной гиперреальной религией, их можно назвать гиперреальным культом. Последнее понятие связывается с культовым кинематографом и некоторыми зрительскими ритуальными практиками потребления вокруг такого кино. Автор полагает, что востребованность франшизы объясняется в том числе влиянием Говарда Лавкрафта, имеющего особое значение в контексте концепции гиперреальной религии, на оригинальную трилогию «Зловещие мертвецы».


Вернуться назад