ИНТЕЛРОС > №3-4, 2012 > Практика причащения православных прихожан советской эпохи

Алексей Беглов
Практика причащения православных прихожан советской эпохи


19 апреля 2013

Значение причастия трудно переоценить — это центральное таинство Православной Церкви. Но причащение как практика в своих исторических проявлениях может отличаться большим разнообразием и претерпевать значительные изменения в сравнительно короткие сроки. Наиболее показательна с этой точки зрения — принятая определенным сообществом частота регулярного причащения мирян1. За ХХ в. в этом отношении рассматриваемая практика пережила две революции, или, если можно так выразиться, два евхаристических перехода: от синодального периода — к советскому (на протяжении всего советского периода частота причащения православного прихожанина выросла примерно в 5 – 10 раз) и затем — к постсоветскому периоду (еще в 4 – 5 раз — в 1990-е гг.). В этой статье мы попробуем понять, какие факторы обусловили первый евхаристический переход и выделим некоторые методологические моменты, важные — как представляется — для изучения практики причащения и религиозных практик вообще


Вернуться назад