ИНТЕЛРОС > №3-4, 2012 > Аннотации

Аннотации


19 апреля 2013

Надежда Киценко. Исповедь в советское время
В статье рассматривается практика исповеди в советский период (1917-1991).
Сочетание различных факторов — секуляризационного давления, закры-
тия храмов и уменьшения числа священников — привело к тому, что обыч-
ный, институциональный аспект дореволюционной практики, то есть инди-
видуальная исповедь, столь знакомая для среднего православного до 1917
года, исчез, а его заменила в основном общая исповедь. С другой стороны
для религиозных «виртуозов» исповедь стала занимать более важное ме-
сто в религиозной жизни. Возрождение в России индивидуальной испо-
веди после 1991 г. указывает на то, что советский период был своего рода
испытательным периодом для некоторых форм исповеди, который в боль-
шей степени свойственны другим традициям и что, в конечном итоге, эти
формы были отвергнуты ради возвращения к дореволюционной практике
(и практике Римо-католической церкви до II Ватиканского собора): к свя-
зи между индивидуальной исповедью и причащением. Удивление вызывает
не столько изменение практики исповеди в советский период в ответ на се-
куляризационное давление, а, скорее, то, насколько мало она изменилась.
Ключевые слова: исповедь, тайна исповеди, грехи, епитимия, советский
период, священники, революция


Алексей Беглов. Практика причащения православных прихожан советской
эпохи
В статье с позиций исторической антропологии рассматривается эволю-
ция практики причащения православных верующих советской эпохи. Ав-
тор показывает, что в течение советского периода частота причащения пра-
вославного прихожанина по сравнению с синодальным периодом выросла
примерно в 5–10 раз: от причащения один раз в год и реже — до почти
ежемесячного причащения. Такая эволюция практики оказалась обуслов-
лена тремя процессами: «освобождением» таинства от государственно-кон-
трольных функций предыдущего периода; экстремальностью, «предсмерт-
ностью» человеческого существования в советский период, что сближало
регулярную практику с предсмертным «напутствием»; размыванием гра-
ниц между монашеской (прежде всего) практикой причащения и практи-
кой причащения мирян.
Ключевые слова: религиозные практики, история повседневности, ис-
торическая антропология, история Русской православной церкви в ХХ в.,
практика причащения мирян, религиозные практики и нормативные тек-
сты, монашеские практики.


Галина Зеленина. «Вся жизнь среди книг»: советское еврейство на пути
от Библии к библиотеке
На материале нескольких сотен интервью с советскими евреями, родивши-
мися до войны, прослеживаются изменения в их круге чтения и читатель-
ских практиках, демонстрирующие — при сохранении стабильной привер-
женности книжной культуре как таковой — отход от религиозной традиции,
выдвижение иных стержней идентичности и приобщение к ценностям со-
ветской интеллигенции.
Ключевые слова: СССР, иудаизм, евреи, Библия, антисемитизм, Хо-
локост, Великая отечественная война, устная история, библиотеки, хедер.


Грегори Л. Фриз. «Вся власть приходам»: возрождение православия
в 1920-е гг.
Как правило, исследования истории Русской православной церкви в совет-
ское время сконцентрированы на высокой политике, на Церкви как инсти-
туте в целом и на священниках, особенно высшей иерархии. Однако очень
важно переместить внимание на приходской уровень и на жизнь мирян, ко-
торым большевики своим знаменитым декретом 1918 г. фактически пере-
дали всю власть в религиозной жизни на местах. Данная статья, опираясь,
прежде всего, на украинский материал 1920 - х гг., объясняет непредвиден-
ный результат советской антирелигиозной политики — несомненный рели-
гиозные подъем, который, в конце концов, привел к «великому перелому»
в религиозной политике в 1929 г.
Ключевые слова: Русская православная церковь, антирелигиозная по-
литика 1920 - х гг. приход, миряне, религиозное возрождение на Украине.


Татьяна Чумакова. «Карта религий» для неудавшейся Всесоюзной перепи-
си 1937 г.: забытая страница советского религиоведения
Автор анализирует подготовку к Всесоюзной переписи 1937 г. В этой пе-
реписи впервые в советской истории был поставлен вопрос о религи-
озной принадлежности респондентов. В связи с этим был подготовлен
справочник о религиях в СССР. В нем подробно описывались различные
религиозные группы. Фактически учеными была составлена карта религий
Советского Союза. Эта «карта» позволяет представить разнообразие рели-
гиозных практик в СССР в середине 20 - х годов XX в., когда в основном со-
бирались материалы для справочника. К статье прилагается полный «Си-
стематический указатель вероучений (религий)» СССР.
Ключевые слова: история религии, перепись 1937 г., религия в СССР,
религиозные практики, религиоведение в СССР.


Андрей Берман. Царевна Ольга из Чувашии: самозванчество как религиоз-
ная практика
Цель настоящей статьи — ввести в научный оборот сведения о самозванче-
стве в Чувашии в 1920–30 - х гг. по материалам следственных дел органов
НКВД. В 1937 г. на территории Чувашии была арестована Александра Саратова, выдававшая себя за дочь Николая II — Ольгу. В ходе следствия вы-
яснилась тесная связь Саратовой с движением истинно-православных хри-
стиан, настроенных враждебно к колхозному строительству и советской
власти. По приговору тройки НКВД основные фигуранты дела были рас-
стреляны. В статье делается попытка объяснить рецидив самозванчества,
как формы общественного сознания, присущей раннему Новому времени,
коренной ломкой крестьянского социально-экономического уклада в ходе
коллективизации.
Ключевые слова: история России (СССР) в ХХ в., история Православ-
ной церкви в ХХ в., история Чувашии, самозванчество, легенды о царе-из-
бавителе, подпольные религиозные общины, церковная оппозиция, Алек-
сандра Саратова, Николай II, Ольга Романова.


Надежда Макарова. «Город без церквей»: религиозность в Магнитогорске
в 1930-е гг.
В статье рассматриваются вопросы религиозной жизни в новом индустри-
альном центре — городе Магнитогорске. Автор приходит к выводу о том,
что, несмотря на антирелигиозную политику со стороны властей и декла-
рированную цель — построить «город без церквей», население продол-
жало совершать многие религиозные действия. Религиозность населения
и города определялись по чисто внешним признакам: наличию церквей
и часовен, совершению религиозных обрядов, внешней атрибутике. По-
добный подход властей обеспечивал сравнительно спокойное существова-
ние верующим, которые сохраняли внутреннюю религиозность и внецер-
ковные практики.
Ключевые слова: Магнитогорск, СССР, антирелигиозная политика, ре-
лигиозные практики.


Анна Калинина. Христианские конфессии Советской Белоруссии в 1929–
1939 гг.: активные и пассивные формы сопротивления
В данной статье автор предпринимает попытку подробного исследования
и анализа реакции верующего населения БССР на мероприятия советской
власти. Исследование проводится в рамках истории повседневности. В ка-
честве главных источников используются документы Национального ар-
хива Республики Беларусь, в частности, фонда 4п «Центральный Комитет
Коммунистической партии большевиков Белоруссии (1917-1941)».
Ключевые слова: православная церковь, антирелигиозная политика, Бе-
лоруссия, история повседневности, активные и пассивные формы сопро-
тивления, «письма счастья».


Елена Шуньгина. Возвращение Церкви культовых зданий в Ленинградской
епархии в послевоенное десятилетие: анализ прошений верующих
Статья посвящена проблеме открытия православных храмов
в 1940 – 1950 - х гг. и рассмотрению инициатив верующих, которые стали
исходной точкой указанного процесса. Материалом для исследования по-
служили прошения, направленные верующими в различные органы госу-
дарственной власти и органы управления РПЦ, хранящиеся в ЦГА СПб,
ГАРФ и в Епархиальном архиве Санкт-Петербурга. В статье рассмотрены
особенности писем в разные инстанции, изложены результаты изучения
мотивов и аргументов, приводимых верующими для реализации планов
по возобновлению богослужений в храмах Ленинграда.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь в послевоенное время,
открытие церквей, прошения верующих, Ленинград.


Ульрике Хун. С иконами и песнопениями, или епископ, сбежавший от сво-
их прихожан. Массовые паломничества в России эпохи Сталина и Хрущева
Паломничества в монастыри и к другим святым местам были традицион-
ной религиозной практикой среди православных верующих до 1917 года.
Несмотря на провозглашение советским правительством государствен-
ного атеизма, эти практики исчезли только во время массового террора
1930 - х гг. Однако в ходе Второй мировой войны, когда Сталин изменил
свою политику в отношении религий, верующие возобновили практику
паломничеств. В статье рассматривается паломничество к знаменитому
монастырю «Коренная пустынь» вблизи города Курска. В период с 1944 г.
и вплоть до начала новой антирелигиозной кампании при Н. Хрущеве
в 1958/59 гг. эти процессии каждый год привлекали до 20 000 человек.
В то же время паломничества этого периода отличались от дореволюцион-
ных: знаменитую икону Божией Матери «Курская Коренная» в 1920 г. вы-
везли за границу, а монастырь был закрыт. В качестве цели паломничества
был избран находящийся около монастыря «святой источник». В борь-
бе против такого «проявления суеверия» режим опирался на церковную
иерархию, запретившую духовенству участвовать в процессиях и молебнах
на открытом воздухе. Местный курский епископ оказался перед дилеммой:
отвергнуть значимую православную традицию или открыто противостоять
указаниям государственных властей. В статье анализируются решения епи-
скопа и реакции на них со стороны мирян.
Ключевые слова: святые места, чудотворная икона, паломничество, ан-
тирелигиозная политика, духовенство, миряне.


Алексей Глушаев. «Без проповедников, в углу бараков…»: протестантские
«барачные общины» в Пермском Прикамье 1940 – 1950 - х гг.
В статье рассматриваются вопросы о возникновении и существовании
протестантских групп в городах и рабочих поселках Западного Урала
в 1940-е — начале 1960 - х гг. Обстоятельства жизни местных жителей и ми-
грантов привели к формированию «барачных общин» верующих. Приспо-
сабливаясь к ситуации, социально дискриминируемые группы населения,
спецпоселенцы, выработали механизмы адаптации и консолидации в «чу-
ждой» городской среде. Автор полагает, что в эти годы барачные общины
евангельских христиан-баптистов, меннонитов функционально заменили
отсутствующие в регионе церковные институты протестантских течений.
Однако религиозные практики, культивируемые в этой среде, сознатель-
ная автаркия общинной жизни привели к архаизации культурной жизни,
что неизбежно обострило конфликт с внешним окружением.
Ключевые слова: рабочие поселки, барачные общины, спецпоселен-
цы, евангельские христиане-баптисты, меннониты, антирелигиозная про-
паганда.


Надежда Белякова. Коллективные практики типичной общины евангель-
ских христиан-баптистов в позднем СССР
В статье рассматриваются особенности общинной жизни евангельских хри-
стиан-баптистов в СССР: состав, внутренняя структура и численность об-
щин, их правовое положение, литургическая жизнь, а также формы «неза-
конной» деятельности, включающей нелегальные молитвенные собрания,
обучение детей, издание религиозной литературы, проведение свадеб, вну-
триобщинную взаимопомощь. Описываются молодежные группы и слож-
ное отношение к ним верующих старшего поколения, а также роль жен-
щин в баптистских общинах.
Приводятся примеры протестов верующих против подавления религиоз-
ных свобод. Статья целиком построена на анализе архивных документов
и интервью.
Ключевые слова: евангельские христиане-баптисты, религиозная общи-
на,религиозная литература, молодежь, преследования религиозных свобод.


Юлия Гусева. «Женщины-муллы»? Роль женщин в практиках мусульман-
ских общин Среднего Поволжья в военный и послевоенный период
Статья посвящена анализу места и роли женщин в повседневной культовой
практике мусульманских общин областей Среднего Поволжья в военный
и послевоенный период. Автор исследует традиционные и новые формы
религиозных практик и связывает их с характером гендерных изменений,
произошедших в татаро-мусульманской сельской среде.
Ключевые слова: ислам, мусульманка, история российского ислама, мо-
дернизация ислама, Среднее Поволжье, ислам в военные и послевоенные
годы.


Санами Такахаси. Два типа религиозности времен позднего социлизма:
православные верующие Владимирской области
Автор показывает, на примере Владимирской области, соотношение атеи-
стической пропаганды и живой религиозности в позднесоветское время.
Статья выявляет изменения в религиозной политике властей после хру-
щевской атеистической кампании — стремление контролировать Церковь
на уровне иерархии использовать ее в качестве символа национального на-
следия. В то же время вне такого государственного контроля сохранялись
проявления спонтанной религиозности, такие как поклонения «святым ме-
стам», которые власти стремились всячески ограничить.
Ключевые слова: СССР, Русская православная церковь, Владимирская
область, атеизм, «святые места», живая религиозность, народные религи-
озные практики.


Сергей Жук. Религиозные практики, повседневная религиозность и запад-
ная массовая культура в закрытом городе Днепропетровске в послесталинское
время (1960-1984 гг.)
Данная статья — часть моего исследовательского проекта о взаимовлия-
нии потребления западной культуры, идеологии «развитого социализма»
и процессов личностной индентификации в одном отдельно взятом го-
роде. Этот индустриальный город, Днепропетровск, был в 1959 г. закрыт
для иностранцев, поскольку в нем находился крупнейший советский за-
вод по производству ракет и ракетных двигателей. В результате Днепро-
петровск превратился в уникальную советскую социокультурную лабора-
торию, в которой различные модели позднего социализма сосуществовали
с новыми западными влияниями. В статье анализируется развитие рели-
гиозных практик в период позднего социализма и влияние западной мас-
совой культуры, прежде всего рок-музыки, на повседневную религиозность
советской молодежи.
Ключевые слова: религиозные практики, массовая культура, молодежь,
личностная идентификация, баптисты, адвентисты, кришнаиты, Днепро-
петровск, Украина.


Наталия Шлихта. «От традиции к современности»: православная обряд-
ность и праздники в условиях антирелигиозной борьбы (на материалах УССР,
1950-е — 1960-е гг.)
В статье на материалах Украины анализируются трансформации обрядо-
во-церемониальных практик Русской православной церкви, как в период
хрущевской кампании, так и в последовавшие десятилетия. Внимание уде-
лено распространению секретной нелегальной обрядности, изменениям
традиционных обрядов жизненного цикла («адаптированные обряды»),
«светским» церемониям, а также организационным изменениям в прове-
дении центральных празднеств церковного календаря. Автор прослеживает,
от кого исходила инициатива (верующие, духовенство, архиереи), а также
как воспринимали те или иные изменения, новые явления в религиозной
жизни церковная и государственная власти.
Ключевые слова: православная обрядность, религиозная традиция, мо-
дернизация, «новая» обрядность, хрущевская антирелигиозная кампания,
Украинская ССР.

Елена Жидкова. Советская гражданская обрядность как альтернатива об-
рядности религиозной
Статья посвящена истории внедрения гражданских праздников и обрядов
в годы «оттепели», когда возродился интерес к обрядотворчеству и поиску
праздников, созвучных секуляризованному мироощущению советского гра-
жданина послевоенной поры. Формирование гражданской обрядности на-
чалось в 1920 - х, но именно в хрущевское время благодаря развернувшей-
ся антирелигиозной кампании возникли современные ритуалы, например,
торжественная регистрация брака и новорожденных, дни призывников,
первокурсников, выпускников. Многие профессиональные и «народные»
праздники (проводы зимы, праздник урожая) также появились в те годы.
Гражданская обрядность была противопоставлена обрядности религиозной
и была частью атеистического воспитания, а в целом, служила формирова-
нию советской идентичности
Ключевые слова: социалистическая обрядность, «оттепель», граждан-
ские праздники в СССР, научный атеизм, браки, свадьбы.
Виктория Смолкин-Ротрок. Проблема «обыкновенной» советской смерти:
материальное и духовное в атеистической космологии
Статья посвящена проблеме смерти в советском атеизме. В частности, автор
анализирует попытки советского руководства заместить религиозные об-
ряды, связанные со смертью, новой социалистической обрядностью. В ка-
честве примера берется деятельность Комиссии по изучению и внедрению
в быт новых гражданских обрядов при Президиуме Верховного Совета
Украинской ССР, созданной в 1969 году именно для решения данной зада-
чи. Описываются причины неудач данной политики, которая, по мнению
автора, отражает глубокий изъян в самих основах советской идеологии — ее
безразличие к духовным потребностям, как в экзистенциальном, так и ма-
териальном их измерении. Советское государство просто не знало, как хо-
ронить своих смертных граждан.
Ключевые слова: социалистическая обрядность, научный атеизм,
смерть, религия в Украине, Советский Союз, секуляризация.


Катрин Ваннер. Переживаемая религия: концептуальная схема для пони-
мания погребальных обрядов в приграничных районах Советской Украины
Автор статьи утверждает важность изучения «переживаемой религии»
(lived religion) как главной исследовательской стратегии для понимания
религиозности в советское время. Эта концепция помогает понять импро-
визированные формы религиозных практик вне церкви и вне церковных
обрядовых канонов. Эти формы проявлялись в наибольшей мере в по-
хоронных обрядах, изучению которых посвящена статья на основе мате-
риалов, относящихся к западно-украинским территориям, присоединен-
ным к СССР в ходе Второй мировой войны. В этих районах были сильны
традиции Греко-Католической церкви, вскоре запрещенной. При отсут-
ствии свободного доступа к священнику и литургии, похоронные обряды
в домах и на кладбищах играли не только роль сохранения религиозно-
сти, но и оставались важным фактором местной культуры и идентичности.
Ключевые слова: СССР, Западная Украина, Греко-Католическая цер-
ковь, «переживаемая религия», похоронные обряды, секуляризация.
Соня Люрманн. Что мы можем знать о религиозности советского периода?
(Сопоставление архивных и устных источников из послевоенного Поволжья)
Статья основана на архивных материалах и этнографических полевых ис-
следованиях в среднем Поволжье и посвящена соотношению архивных
свидетельств и устных нарративов, содержащих сведения о религиозных
практиках в СССР. В статье выделяются три типа такого соотношения ме-
жду двумя видами источников: дополнительность, слияние и противо-
речие. Лучшим решением может быть рефлективный методологический
плюрализм, не устанавливающий заведомый приоритет в пользу одного
источника перед другим, а сопоставляющий их таким образом, чтобы они
генерировали новые вопросы.
Ключевые слова: Марий Эл, религиозные практики, архивные докумен-
ты, устные нарративы, методологический плюрализм.


Николай Митрохин. Болезнь под названием «фонд уполномоченного»
или несколько страниц об актуальных проблемах изучения религиозности
в СССР
Статья посвящена размышлениям о состоянии дел в сфере изучения ре-
лигиозности в СССР. Автор отмечает те недостатки, которые присущи со-
временным исследованиям: плохое знакомство исследователей с работами
друг друга, неготовность расширять круг источников и т. д. В особенности
автор обращает внимание на такой недостаток, как концентрация на доку-
ментах одного «любимого фонда», чаще всего — фонда «уполномоченного
по делам религий». В таком случае исследование превращается в простой
и нередко некритический пересказ прочитанных там документов.
Ключевые слова: религиозность в СССР, источниковедение, методоло-
гия исторического исследования.


Вернуться назад