ИНТЕЛРОС > №2, 2015 > Из келий в ханские шатры: сирийская поэзия монгольского времени

Антон Притула
Из келий в ханские шатры: сирийская поэзия монгольского времени


26 августа 2015

Сирийская христианская поэзия XI–XIV вв. (эпоха «Сирийского Ренессанса») до настоящего момента остается малоизученной. Одна из причин этого – ставший традиционным подход исследователей, расценивающих эту поэзию как вторичную вследствие сильного влияния исламской литературы. Причиной изменения характера литературы послужили исторические события XIII в.: окончательное крушение халифата (1258 г.) и образование на территории Ирана и Ирака государства с монгольской династией Ильханов (Хулагуидов) во главе. Из-за благосклонного отношения монархов, симпатизировавших христианству, сирийская литература приближается к царскому двору, что отражается на ее характере. В статье предпринята попытка показать, как поэзия этого времени отражала политическую и общественную жизнь эпохи. Кроме того аргументируется идея, что поэзия этого направления представляет собой оригинальный синтез собственных традиций и достижений исламской культуры. Один из создателей этого нового стиля – Григорий Бар ‘Эбройо (1226–1286), знаменитый западносирийский философ и энциклопедист. Тот же эстетический подход развивал его восточносирийский современник Хамис бар Кардахе из города Арбела, использовавший сложные схемы рифмовки и ритмики, чтобы добиться большего эффекта, в том числе на придворную элиту. 


Вернуться назад