ИНТЕЛРОС > №3, 2020 > Царствовать со Христом тысячу лет: два пророка русского милленаризма

Сергей Петров
Царствовать со Христом тысячу лет: два пророка русского милленаризма


07 ноября 2020

СТАТЬЯ посвящена начальному периоду в развитии двух движений русского религиозного разномыслия, молоканпрыгунов и еговистов-ильинцев. Две эти группы объединяет тот факт, что они стали первыми русскими религиозными движениями, в основу вероучения которых был положен милленаризм1, то есть ожидание тысячелетнего царства Христа на преображенной земле. Статья призвана продемонстрировать, основываясь главным образом на первоисточниках мемуарного характера, что оба религиозных движения не только имеют общие корни в европейском радикальном пиетизме, но и что их ранняя история в определенный период оказалась тесно переплетена. Можно сказать, что молокане-прыгуны представляли собой более народный и традиционный вариант интерпретации заимствованных милленаристских воззрений, тогда как религиозная система еговистов-ильинцев в значительной степени являлась «авторским» интеллектуальным конструктом основателя этого движения. Эту тесную связь иллюстрирует интереснейший и практически неизвестный исследователям эпизод, когда лидер еговистов Николай Созонтович Ильин решил увеличить число своих последователей и привлечь на свою сторону закавказских прыгунов, попытавшись выдать собственные сочинения за писания прыгунского пророка Максима Гавриловича Рудометкина.

 

Reigning with Christ for a Thousand Years:
Two Prophets of Russian Millennialism

Sergey Petrov 
University of the People (Pasadena, USA).
sergey.petrov@uopeople.edu

The article explores the crossroads of two surviving groups of “old Russian sectarianism” — Molokan Jumpers and Jehovists- Il’intsy — for whom the anticipation of the millennial kingdom on earth was a central doctrinal tenet. Researchers in the past, as well as modern scholars of religion, usually have not paid attention to the connection between the two movements, which was at one time quite substantial both in the doctrinal and the practical sense. Handwritten, typed and unofficially published sources gathered by the author during field work served as the principal material for the article. They include letters of Nikolai Il’in to his followers and his other writings, the memoirs of Molokan elders, and the historical accounts found among the Molokans of Armenia and the USA.


Вернуться назад