ИНТЕЛРОС > №3, 2020 > «Желаем жить не по плоти, а по духу»: демографическое поведение постников Андрей Алленов, Константин Кунавин
|
В ПЕРВОЙ четверти XIX века в Тамбовской губернии зародилось новое религиозное течение, последователи которого называли себя «духовными христианами», «богомолами», «постниками». Последнее самоназвание со временем станет наиболее распространнным в среде приверженцев течения. В документах и историографии XIX–XX вв. течение это относили к «хлыстовству» (шире — к «мистическому сектантству»), а сторонников его именовали «хлыстами». В квалификации чиновников и полиции хлыстовство причислялось к «вреднейшим сектам», сама принадлежность к которым уже навлекала на человека судебное преследование. Начало распространения постничества в Тамбовской губернии связано с именами Аввакума Ивановича Копылова и Татьяны Макаровны Черносвитовой. Проповедническую активность они проявили после пережитых видений ада и рая, получив в момент визионерских переживаний повеление «проповедовать веру духовных христиан»1. «Для услышания наставлений о спасении души» к ним потянулись крестьяне, что через некоторое время вызвало реакцию властей предержащих. Если при первом разбирательстве (1825 г.) суд обязал их «прекратить сборища» и «неистовые толкования о божестве», оставив на месте жительства, то второе (1837–38 гг.) закончилось приговором к «помещению» А.И. Копылова в монастырь (он умер в ожидании его исполнения в Кирсановском тюремном замке) и к ссылке Т.М. Черносвитовой в «Закавказския провинции».
“Living by Spirit, not by Flesh”: Demographic Behavior of the Postniks Andrey Allenov
Konstantin Kunavin Religious studies devote considerable attention to the research of doctrinal influences on social behavior and everyday practices among followers of various religious movements. This study analyzes the demographic behavior of the postniks (one of the “old Russian sectarian” movements) in the Tambov region of the early twentieth century. The paper relies on the relational database developed by the authors during this research. The systematization of archival statistical data and other sources allows the authors to take a closer look at the postniks’ religious life. The population pyramid based on the available data indicates their deep distinction from “ordinary” Orthodox peasants of the Tambov province. The same significant differences exist in the number of children in a family and other compared indicators. The authors argue that this specific demographic behavior is a consequence of the worldview attitudes of the postniks rather than any external factors. Вернуться назад |