ИНТЕЛРОС > №1, 2021 > Гностический троп в современной медиакультуре

Павел Носачев
Гностический троп в современной медиакультуре


03 мая 2021

Павел Носачев
профессор, академический руководитель образовательной программы
«Философия и история религии»,
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики» (Москва, Россия).
pavel_ nosachev@bk.ru

НЕСМОТРЯ на процессы секуляризации, никуда не исчезли религиозные образы, сюжеты, представления — они продолжают существовать, трансформируясь в новых условиях. Наряду с традиционными религиями в западной культуре существуют и иные формы религиозности, иногда именуемые маргинальными, общим обозначением которых в современной научной практике стал термин «западный эзотеризм». Как утверждают исследователи2, эзотеризм также секуляризировался, и в наше время его идеи глубоко проникли в популярную культуру, во многом ее формируя. Для описания трансформации современной культуры под влиянием западного эзотеризма британским религиоведом и исследователем культуры Кристофером Партриджем был введен термин «оккультура». Согласно Партриджу, в конце XIX — начале XX в. в кругах эзотерических обществ угасание интереса к христианству не привело к отказу от религиозности, а породило духовную субкультуру. Когда идеи этих сообществ стали популярными в массовой культуре, тогда и возникла оккультура. Для Партриджа оккультура включает различные «девиантные идеи и практики» — от магии, нумерологии, Таро, каббалы, шаманизма и ченнелинга до глубинной экологии, альтернативной науки, легенд о короле Артуре, Святом Граале, друидизме, викканстве, шаманизме и НЛО. Можно сказать, что все, не умещающееся в рамки традиционных религий и традиционной науки, вписывается в сферу оккультуры.

 

 

The Gnostic Trope in Contemporary Media Culture Pavel Nosachev — HSE University (Moscow, Russia). pavel_ nosachev@bk.ru The article applies the Gnostic trope as the most suitable tool for analyzing religious components of contemporary mass culture. Christopher Partridge’s theory of occulture serves as a methodological framework. The Gnostic trope includes the following elements: the idea that our world is a prison created for the torment of man; that it is controlled by the evil Creator of this world — the demiurge; that some exceptional persons, the Gnostics, are able to unravel the deceptive nature of reality and offer gnosis — a kind of extra-rational experience. The way this trope functions is illustrated by examples of the writers such as L. Darell, F. Dick, and V. Pelevin; a rapper Oxymiron; the movies such as “The Matrix” or “The Truman Show”. The article offers an explanation of the popularity of the Gnostic trope. Сurrent global trends and the spread of digital culture led to general uncertainty and disorientation, and people feel imprisoned in a sort of panopticon, as described by Michel Foucault. The Gnostic trope means an attempt to personalize this impersonal power by identifying it with the demiurge.


Вернуться назад