ИНТЕЛРОС > №2, 2014 > Хореография сосуществования: совместное использование священных мест в современной Македонии

Глен Бауман
Хореография сосуществования: совместное использование священных мест в современной Македонии


12 ноября 2014

В 1980‑х годах, когда я вел полевые исследования святилищ в районах Иерусалима и Вифлеема в Израиле и на оккупированных территориях, я был заинтригован распространенностью мест, в которых палестинцы-мусульмане вместе с палестинцами-христианами, одни или в небольших группах, собирались вместе или посещали эти места по случаю праздников ради получения исцеления и благословения. При исследовании подобных случаев и сопутствующих им обстоятельств я натолкнулся не только на вдохновляющий труд палестинского этнографа и фольклориста Тaуфика Канаана (1882– 1964), который в своей фундаментальной работе «Мусульманские святые и культовые места в Палестине» (1927) описывал практики и верования, общие для мусульман и христиан в среде палестинских крестьян, но и на работу Ф. У. Хэзлака, который в труде «Христианство и ислам при султанах» (1929) отмечал богатое разнообразие межобщинных связей в религиозных местах на Балканах и в Турции, и в целом в пределах границ тогдашней Османской империи. Мое исследование, опубликованное в 1993 году под заголовком «Национализация сакрального: священные места и сдвиги идентичности на израильских оккупированных территориях», было сосредоточено на палестинском материале, но позже экспедиционные исследования в бывшей Югославии, а также мое сотрудничество с Робертом Хейденом в журнале Current Anthropology по этой же теме3 оживили мой интерес к проблеме «совместного использования» (sharing) религиозных мест и побудили меня к рассмотрению этого вопроса в сравнительном аспекте. Это исследование еще продолжается, но в данной статье я бы хотел вернуться к некоторым поднятым Хэзлаком темам мусульманско-христианского взаимодействия, применяя их к современной ситуации на Балканах и предлагая некоторое переосмысление их теоретической структуры.


Вернуться назад