ИНТЕЛРОС > №2, 2014 > Смешанное паломничество в Сербии: на примере двух святынь (Джунис и Текие) .

Драганa Радисавлевич-Чипаризович
Смешанное паломничество в Сербии: на примере двух святынь (Джунис и Текие) .


12 ноября 2014

ЦЕРКОВНАЯ и народная религия и религиозность являются терминами, которые постоянно переплетаются, когда исследуется феномен паломничества, которое некоторые ученые относят к народной религиозности. Хотя в этой статье мы сосредоточимся на христианских святынях, не следует забывать, что, например, мусульманский хадж полностью институционализирован, и в нем нет никакой народной импровизации и вариаций. Таким образом, необходимо заранее определить и разграничить эти термины.Народную религиозность можно рассматривать как религиозность мирян, существующую вопреки той религиозности, которую монополизировали официальная церковь, духовенство и религиозные организации. Наиболее типичная и массовая форма народной религиозности, кроме религиозных праздников, — это, конечно, паломничество. Хотя понятие народной религии является общепринятым, многие считают его недостаточно точным и предлагают такие понятия, как религия низших классов, популярная религия, традиционная религия или местная религия. Этот термин операционально всегда относится к исследованию того, во что люди действительно верят и как они проявляют свою веру — в отличие от верований и ритуалов официальной церкви. Большинство сербских антропологов говорят о сочетании народной и христианской религии, приравнивая народную религию к язычеству. Душан Бандич первым рассмотрел народную религию и народное православие с точки зрения динамики, то есть как категорию, меняющуюся в зависимости от исторического и социокультурного контекста. Этот этнолог писал о народном православии, отличающемся от того, которое проповедует православная церковь. Мы исходим из его концепции «народной религии» и «народного православия» у сербов как феноменов, которые находятся в сложном коммуникативном процессе рецепции и интерпретации православия со стороны широких слоев населения. Бандич рассматривает церковное учение как неизменную категорию, а его принятие — как веру, обусловленную общественными и культурными факторами, часто связанными с идеологией, отличной от христианской. Он критикует однобокий подход к народному православию, в результате которого оно сводится к оппозиции христианских и языческих компонентов3. Православие из века в век, из поколения в поколение обновлялось в народном сознании, но в то же время перерождалось в нечто новое, несущее на себе печать своего времени.


Вернуться назад