ИНТЕЛРОС > №2, 2016 > Время соборов: культовые здания и политическая легитимность в постсоветской Грузии

Сильвия Серрано
Время соборов: культовые здания и политическая легитимность в постсоветской Грузии


18 сентября 2016

профессор политологии,
Университет Овернь; научный

сотрудник Центра российских,
кавказских и центральноевропейских исследо
ваний,
Высшая Школа социальных наук (Париж, Франция);
участник проекта 
CASCADE (http://www.cascade-caucasus.eu)
serrano.sil@gmail.com

ПЕРВАЯ годовщина «революции роз», 23 ноября 2004 г., была ознаменована освящением кафедрального собора Самеба (Пресвятой Троицы) Католикосом-Патриархом Илией II в присутствии православных иерархов, представителей других культов, а также новых политических властей — от президента Михаила Саакашвили и его предшественника до председателя парламента Нино Бурджанадзе и главы правительства Зураба Жвании. На первый взгляд, церемония являла зрелище «симфонии» между светской и религиозной властями, столь часто упоминаемой в православном контексте. Однако одной из приоритетных задач команды, пришедшей к власти в результате оспаривания сфальсифицированных результатов выборов 2003 г. и свержения Э. Шеварднадзе, было уменьшение влияния церкви. Обещанная «демократия» предполагала утверждение новых взаимоотношений между светской властью и культами; такую задачу ставили некоторые из наиболее близких к президенту советников, известных своим антиклерикализмом1. Тем не менее два срока президентства Михаила Саакашвили завершились значительным укреплением Грузинской православной церкви как института и ростом ее влияния в публичном пространстве

The Time of Cathedrals: Religious Buildings and Political Legitimation in Post-Soviet Georgia Silvia Serrano — Université d’Auvergne, Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales (Paris, France). serrano.sil@gmail.com In the past two decades, the Orthodox Church of Georgia as an institution has been considerably strengthened, and its influence in the public space has significantly grown. As demonstrated by numerous studies, this is partly due to the link between national and religious identities and to the instrumentalization of religion by political elites. However, the concrete ways in which the public authorities have sought to establish their legitimacy thanks to religious references remain to be scrutinized, as well as the constraints they are subjected to. This article focuses on the games of power and strategies of the Patriarchate and the Government around the construction and reconstruction of two cathedrals, Sameba and Bagrati, and on the challenges of building the symbolic national space. Through the analysis of the attempts of the Saakashvili Government to use the symbolic resources provided by major religious buildings, it sheds some light on the limits of the instrumentalization of Orthodoxy in the legitimization of power.


Вернуться назад