ИНТЕЛРОС > №2, 2016 > Этнос, нация и религия: научные парадигмы и реальность Южного Кавказа

Александр Агаджанян
Этнос, нация и религия: научные парадигмы и реальность Южного Кавказа


18 сентября 2016

ЦЕЛЬ данной работы — выявить главные современные тенденции в соотносимой динамике религиозной, национальной и этнической идентичностей, в той мере и в том смысле, как они могут быть применены к пониманию современных процессов на Южном Кавказе. Хотя здесь нас прежде всего интересует именно кавказская тематика, параллели с другими регионами мира неизбежны. Тенденции, о которых идет речь, поистине глобальны. Везде и повсюду, в результате глубоких общественных трансформаций рубежа XXI века, идентичности находились в процессе переформатирования. С самого начала я хотел бы ввести различие между тремя аспектами, или уровнями, анализа: (а) объективные социальные изменения (в нашем случае — в Кавказском регионе) — совокупность доступной нам эмпирической реальности; (б) субъективное конструирование, осознание, трансформация массовых идентичностей как ответ на эту реальность; (в) академическое, научное осмысление двух предыдущих феноменов. Само собой разумеется, что эти три аналитических фокуса взаимосвязаны и пересекаются настолько сильно, что иногда между ними трудно провести различие.

Ethnos, Nation, Religion: Recent Scholarship
and Societal Processes in the South Caucasus

Alexander Agadjanian
Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration (RANEPA);
Russian State University for the Humanities (Moscow, Russia).
grandrecit@gmail.com

The goal of this paper is to reveal a few trends in the interaction between religious, national, and ethnic identities as applied to the understanding of current developments in the South Caucasus. It starts with the dominant paradigms in scholarship of identities that has undergone deep evolution towards post-modern washing-out of old solid concepts, such as ethnos, nations, and religion. It turns next to those objective and subjective developments in the emerging new societies of Armenia, Azerbaijan and Georgia, which seem to contradict the fashionable academic episteme by recreating robust and powerful concepts of ethnos, nation, and religion. Finally, it will suggest a more complex interpretation that would mitigate the above contradiction between dominant academic scholarship and the societal processes.


Вернуться назад