Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №3, 2014
Елена Намли. Православное богословие и искушение властью
Одна из особенностей современного развития России, требующая внимания ученых, — растущая политическая и социальная роль Русской православной церкви. Как следует интерпретировать и оценивать политическую активность церкви? В данной статье предложен критический анализ вовлеченности Русской православной церкви в российскую политику. Вопрос рассматривается с богословской точки зрения, и в статье утверждается, что Русская православная церковь не пользуется собственным богословским потенциалом, когда выступает не в качестве независимой политической силы, а в качестве «внеидеологического» партнера государства. Одно из следствий такой линии поведения — символическая легитимация различных форм национализма. В статье анализируются социальная доктрина РПЦ и ее подход к вопросам прав человека. Современные документы по этим вопросам сопоставляются с альтернативными богословскими подходами в рамках православной традиции. Автор утверждает, что у этой традиции есть богословские ресурсы для конструктивного и критического подхода к политическим вопросам.
Ключевые слова: социальная этика, нравственное богословие, РПЦ и политика, публичный разум, церковь и государство.
Константин Костюк. Формирование и эволюция «богословия власти» в Московском государстве в XIV – XVI вв.
Статья посвящена процессу развития «богословия власти» в XIV – XVI вв. как основы для формирования идеологии самодержавия. На примере богословских воззрений Ивана Грозного обсуждаются особенности развития концепции церковно-государственных отношений в России. Показана внутренняя противоречивость и альтернативные точки зрения на возможные пути богословского осмысления понятия царской власти в средневековой России. Сделаны выводы в отношении последствий формирования «богословия власти» для дальнейшей социокультурной истории России.
Ключевые слова: богословие власти, православное богословие, государство и церковь, политическая теология.
Михаил Суслов. Генеалогия монархической идеи в постсоветских политических дискурсах Русской православной церкви
В центре внимания статьи находится понятие монархии, в частности самодержавной монархии, и то, как это понятие используется в Русской православной церкви и в околоцерковных кругах. Для того чтобы проследить «генеалогию» этого понятия, автор обращается к дореволюционным (в особенности к позднеимперским) и эмигрантским богословам и светским, религиозно-мотивированным интеллектуалам. Анализируются два течения в монархизме: «царебожие» и славянофильское направление, которое вводит элемент теории народного суверенитета в понимание монархии. Делается вывод о том, что традиция «царебожия» в постсоветской России вытесняется на политическую периферию, а центр начинает занимать славянофильская трактовка. Эта трактовка достаточно проблематична и парадоксальна, что свидетельствует о внутренней нестабильности, «переходности» представления о монархии в современной церкви.
Ключевые слова: РПЦ, монархия, монархизм, царебожие, славянофилы, народный суверенитет, «Основы социальной концепции».
Алексей Зыгмонт. Проблематика насилия в Русской православной церкви в постсоветский период
Статья посвящена анализу ряда сюжетов в современном российском православии с точки зрения проблематики религии и насилия. После краткого обзора теоретического инструментария автор обращается к образу «космической войны» в дискурсе официальных представителей Московской патриархии и православных националистов; к проблемам, связанным с ролью этого образа в вопросах морали и нравственности, семьи и воспитания детей; к событиям 2012 г., связанным с акцией Pussy Riot и реакцией на нее; к примерам символического и актуального насилия. Завершается анализ эсхатологическими образами «космического завоевания» и тем, что можно обозначить как «жертвенный кризис» прихрамовой среды. Проведенный анализ позволяет объяснить насильственные феномены в современных православных субкультурах и сделать теоретические выводы о связи между религией и насилием.
Ключевые слова: насилие, религиозное насилие, религиозный символ, РПЦ, православные националисты, прихрамовая среда.
Кристина Штекль. Подход Русской православной церкви к вопросу прав человека
В статье представлен анализ отношений Русской православной церкви к международной системе прав человека с момента ее создания в 1948 году и до принятия документа «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека» в 2008 году. Основной тезис статьи состоит в том, что за этот полувековой период отношение Церкви к системе прав человека изменилось от полного отрицания к критическому принятию. В статье анализируется политическая подоплека этого процесса и освещается амбивалентность, свойственная внутренней логике подхода Московского патриархата к вопросам прав человека.
Ключевые слова: РПЦ, религия в СССР, права человека, религия и современность.
Альфонс Брюнинг. Разные люди — разные права? О понятии «достоинства человека» с точки зрения Запада и восточных христианских церквей
Автор статьи пытается сравнить подходы Русской православной церкви к пониманию «достоинства человека» с аналогичными западными подходами. В отношении Запада проводится разграничение между секулярными, то есть по большей части нейтральными, моделями и моделями, вытекающими из христианского богословия. Как показывает анализ восточноправославного богословия, в особенности идеи теозиса, теологические основания «достоинства человека» на Востоке и Западе оказываются ближе друг к другу, чем принято считать. Следовательно, принципиальное разделение происходит не между Востоком и Западом, а между секулярными и религиозными подходами. В то же время имеющиеся сегодня модели достоинства и прав человека нуждаются в новых векторах для того, чтобы предложить убедительные ответы на нынешние вызовы. Православное учение о теозисе, изложенное в «Основах учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека», содержит целый ряд новых идей, способных — при их совмещении с западными подходами — привести к взаимному обогащению.
Ключевые слова: достоинство человека, права человека, теозис, антропология.
Андрей Шишков. Церковная автокефалия через призму теории суверенитета Карла Шмитта
В статье рассматривается вопрос о церковной автокефалии через призму теории суверенитета, предложенной Карлом Шмиттом, и в контексте современных межправославных отношений. Автор исходит из предпосылки, что в сфере межцерковных отношений понятие автокефалии является синонимом суверенитета. В качестве аналитического инструмента используется шмиттеанская концепция суверенитета-как‑исключения. Провозглашение какой‑либо поместной церковью автокефалии становится решением, которое вводит чрезвычайное положение и потому порождает нового суверена. В качестве примера рассматривается история провозглашения автокефалии Русской церкви. В статье также вводится различение полного церковного суверенитета и ограниченного суверенитета, который возникает в том случае, когда церковь-мать предоставляет автокефальный статус одной из своих частей, тогда как условием «суверенной автокефалии» заявляется ее самопровозглашение. Автор также описывает альтернативную модель, согласно которой Константинопольская церковь выступает в качестве верховного суверена во всеправославном масштабе на основании «первенства чести» в священных диптихах. Отдельно рассматривается вопрос о всеправославном соборе как над-автокефальной инстанции, имеющей верховную власть в Православной церкви. Автор приходит к выводу, что такой собор будет ограничивать суверенитет автокефальных церквей и станет верховным сувереном, добровольно порожденным самими суверенными автокефальными православными церквами.
Ключевые слова: автокефалия, всеправославный собор, Карл Шмитт, Константинопольский патриархат, межправославные отношения, РПЦ, суверенитет, чрезвычайное положение, экклезиология.
Архимандрит Кирилл Говорун. Церковь и идеология: разделения и редукции
В статье прослеживаются основные моменты взаимоотношения религии и идеологий начиная с эпохи Просвещения. Религия и идеология оказывали друг на друга существенное влияние. В частности, пропагандируемое ныне в Церкви разделение на либералов и консерваторов является влиянием секулярных идеологем и, в частности, отражает американскую биполярную политическую систему. Впрочем, корни этого разделения уходят в историю богословской мысли. Их, в частности, можно проследить в двух антропологических моделях — пессимистической и оптимистической, — которые отличаются прежде всего отношением к человеческой свободе. Также древние христианские учения можно интерпретировать с точки зрения «консервативной» и «либеральной» протоидеологий. В этой связи арианство и северианство (одна из форм миафизитства) можно рассматривать как консервативные движения. Вместо того чтобы устанавливать в Церкви монополию на какое‑либо одно идеологическое течение — либо консервативное, либо либеральное, — автор предлагает примирять их по примеру современных политических систем, где сосуществование и конкуренция либеральной и консервативной идеологий приводит не к разрушению этих систем, а к их динамическому развитию.
Ключевые слова: православие, идеология, консерватизм, либерализм.
Александр Кырлежев. Мистическая политика как contradictio in adjecto. На полях книги Аристотеля Папаниколау
Статья посвящена книге современного православного богослова, профессора Фордхэмского университета в Нью-Йорке Аристотеля Папаниколау «Мистическое как политическое: демократия и нерадикальная ортодоксия» (2012). Анализируются исходные посылки и основная аргументация автора, поставившего целью оправдать режим либеральной демократии с точки зрения восточнохристианского аскетического богословия. Позиция автора книги рассматривается в рамках возможных вариантов христианской политической теологии (теологии «использования» и теологии «участия» на фоне а-теологии анахорезы) и с учетом различия современных «православных» политических контекстов. Критике подвергается предложенная автором интерпретация традиционной аскетической установки, а также его стратегия, направленная на апологию определенного политического режима, которая оказывается произвольной, поскольку автор сознательно уклоняется от формулирования христианского политического идеала в контрасте с секулярными философскими основаниями современной демократии и либерализма.
Ключевые слова: политическая теология, либеральная демократия, аскетика, теозис, богочеловеческое общение, добродетель любви, индивидуальная этика, социальная этика, православная культура.
Константин Антонов. Политическое измерение русской религиозной философии
Интервью историка русской религиозной философии Константина Антонова представляет собой опыт диахронического обзора политических идей и позиций русских религиозных мыслителей — начиная со славянофилов и вплоть до авторов, оказавшихся после революции 1917 года в эмиграции. Автор огра ничивается областью так называемой религиозной философии как традиции мысли, возникшей в русской секуляризированной культуре XIX – XX вв. и не пересекающейся с церковно-богословской мыслью. Делается попытка выявить именно философское измерение мышления о политическом в рамках этой традиции, а также обсуждаются причины нынешнего пренебрежения к наследию русской религиозной философии, которое наблюдается как в церковной среде, так и за ее пределами. Интервью сопровождается ссылками на источники.
Ключевые слова: русская религиозная философия, секуляризация, либеральный консерватизм, церковь и государство, русская школа права, христианский социализм, религиозное и светское, постсекулярное.
Ольга Васильева: «Я против противопоставления советской и российской науки о религии…»
Беседа с Ольгой Васильевой, заведующей кафедры государственно-конфессиональных отношений (РАНХиГС), посвящена истории кафедры и ее предшественника — Института научного атеизма. В интервью, приуроченном к юбилею этих структурных подразделений, помимо прочих затрагиваются вопросы преемственности между наукой о религии в СССР и России, а также те новые задачи, которые стоят перед кафедрой на новом этапе ее развития.
Ключевые слова: религиоведение в СССР, кафедра государственно-конфессиональных отношений, Институт научного атеизма.
Дмитрий Бирюков. Иерархии сущего в патристической мысли. Григорий Нисский и Дионисий Ареопагит
Выделяются две стратегии иерархии у Григория. Последняя иерархия в целом следует порядку звеньев в древе Порфирия; однако Григорий и отступает от него ради согласования порядка звеньев иерархии с библейско- космогоническим порядком природного сущего. Указывается на коренное различие в понимании структуры иерархии сущего в учении Дионисия по сравнению с учением Григория. Это различие связывается с изменением содержания философского концепта «причастности» у Дионисия по сравнению с эпохой Григория. Рассматривается учение Дионисия об иерархии причаствующих и в связи с этим исследуется, к чему именно, по Дионисию, причаствуют звенья этой иерархии. Показывается связь учения Дионисия о началах с неоплатонической тетрадой Благо, Бытие, Жизнь, Ум. Наконец, дионисиевская иерархия причаствующего сравнивается с соответствующей иерархией Прокла и с иерархией сущего у Григория. Делается вывод о влиянии Григория на дионисиевскую иерархию причаствующих — в том отношении, в каком учение Григория об иерархии опирается на библейско-космогонический порядок природного сущего.
Ключевые слова: иерархия природного сущего, древо Порфирия, причастность, универсалии, патристическая философия, платонизм.