Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №3, 2014

Аннотации

Елена Намли. Православное богословие и искушение властью

Одна из особенностей современного развития России, требующая внимания ученых, — растущая политическая и социальная роль Русской православной церкви. Как следует интерпретировать и оценивать политическую активность церкви? В данной статье предложен критический анализ вовлеченности Рус­ской православной церкви в российскую политику. Вопрос рассматривает­ся с богословской точки зрения, и в статье утверждается, что Русская пра­вославная церковь не пользуется собственным богословским потенциалом, когда выступает не в качестве независимой политической силы, а в качестве «внеидеологического» партнера государства. Одно из следствий такой линии поведения — символическая легитимация различных форм национализма. В статье анализируются социальная доктрина РПЦ и ее подход к вопросам прав человека. Современные документы по этим вопросам сопоставляются с альтернативными богословскими подходами в рамках православной тради­ции. Автор утверждает, что у этой традиции есть богословские ресурсы для конструктивного и критического подхода к политическим вопросам.

Ключевые слова: социальная этика, нравственное богословие, РПЦ и политика, публичный разум, церковь и государство.

 

Константин Костюк. Формирование и эволюция «богословия власти» в Московском государстве в XIV XVI вв.

Статья посвящена процессу развития «богословия власти» в XIV – XVI вв. как основы для формирования идеологии самодержавия. На примере бо­гословских воззрений Ивана Грозного обсуждаются особенности развития концепции церковно-государственных отношений в России. Показана вну­тренняя противоречивость и альтернативные точки зрения на возможные пути богословского осмысления понятия царской власти в средневековой России. Сделаны выводы в отношении последствий формирования «бого­словия власти» для дальнейшей социокультурной истории России.

Ключевые слова: богословие власти, православное богословие, государ­ство и церковь, политическая теология.

 

Михаил Суслов. Генеалогия монархической идеи в постсоветских полити­ческих дискурсах Русской православной церкви

В центре внимания статьи находится понятие монархии, в частности самодер­жавной монархии, и то, как это понятие используется в Русской православной церкви и в околоцерковных кругах. Для того чтобы проследить «генеалогию» этого понятия, автор обращается к дореволюционным (в особенности к поздне­имперским) и эмигрантским богословам и светским, религиозно-мотивирован­ным интеллектуалам. Анализируются два течения в монархизме: «царебожие» и славянофильское направление, которое вводит элемент теории народного су­веренитета в понимание монархии. Делается вывод о том, что традиция «ца­ребожия» в постсоветской России вытесняется на политическую периферию, а центр начинает занимать славянофильская трактовка. Эта трактовка доста­точно проблематична и парадоксальна, что свидетельствует о внутренней неста­бильности, «переходности» представления о монархии в современной церкви.

Ключевые слова: РПЦ, монархия, монархизм, царебожие, славянофи­лы, народный суверенитет, «Основы социальной концепции».

 

Алексей Зыгмонт. Проблематика насилия в Русской православной церкви в постсоветский период

Статья посвящена анализу ряда сюжетов в современном российском право­славии с точки зрения проблематики религии и насилия. После краткого обзора теоретического инструментария автор обращается к образу «косми­ческой войны» в дискурсе официальных представителей Московской патри­архии и православных националистов; к проблемам, связанным с ролью этого образа в вопросах морали и нравственности, семьи и воспитания детей; к со­бытиям 2012 г., связанным с акцией Pussy Riot и реакцией на нее; к примерам символического и актуального насилия. Завершается анализ эсхатологиче­скими образами «космического завоевания» и тем, что можно обозначить как «жертвенный кризис» прихрамовой среды. Проведенный анализ позволяет объяснить насильственные феномены в современных православных субкуль­турах и сделать теоретические выводы о связи между религией и насилием.

Ключевые слова: насилие, религиозное насилие, религиозный символ, РПЦ, православные националисты, прихрамовая среда.

 

Кристина Штекль. Подход Русской православной церкви к вопросу прав человека

В статье представлен анализ отношений Русской православной церкви к международной системе прав человека с момента ее создания в 1948 году и до принятия документа «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека» в 2008 году. Основной тезис ста­тьи состоит в том, что за этот полувековой период отношение Церкви к си­стеме прав человека изменилось от полного отрицания к критическому принятию. В статье анализируется политическая подоплека этого процес­са и освещается амбивалентность, свойственная внутренней логике подхо­да Московского патриархата к вопросам прав человека.

Ключевые слова: РПЦ, религия в СССР, права человека, религия и современность.

 

Альфонс Брюнинг. Разные люди — разные права? О понятии «достоинства человека» с точки зрения Запада и восточных христианских церквей

Автор статьи пытается сравнить подходы Русской православной церкви к по­ниманию «достоинства человека» с аналогичными западными подходами. В отношении Запада проводится разграничение между секулярными, то есть по большей части нейтральными, моделями и моделями, вытекающими из христианского богословия. Как показывает анализ восточноправославно­го богословия, в особенности идеи теозиса, теологические основания «досто­инства человека» на Востоке и Западе оказываются ближе друг к другу, чем принято считать. Следовательно, принципиальное разделение происходит не между Востоком и Западом, а между секулярными и религиозными под­ходами. В то же время имеющиеся сегодня модели достоинства и прав чело­века нуждаются в новых векторах для того, чтобы предложить убедительные ответы на нынешние вызовы. Православное учение о теозисе, изложенное в «Основах учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека», содержит целый ряд новых идей, способных — при их со­вмещении с западными подходами — привести к взаимному обогащению.

Ключевые слова: достоинство человека, права человека, теозис, антропология.

 

Андрей Шишков. Церковная автокефалия через призму теории суверени­тета Карла Шмитта

В статье рассматривается вопрос о церковной автокефалии через призму тео­рии суверенитета, предложенной Карлом Шмиттом, и в контексте современ­ных межправославных отношений. Автор исходит из предпосылки, что в сфе­ре межцерковных отношений понятие автокефалии является синонимом суверенитета. В качестве аналитического инструмента используется шмитте­анская концепция суверенитета-как‑исключения. Провозглашение какой‑ли­бо поместной церковью автокефалии становится решением, которое вводит чрезвычайное положение и потому порождает нового суверена. В качестве примера рассматривается история провозглашения автокефалии Русской церкви. В статье также вводится различение полного церковного суверените­та и ограниченного суверенитета, который возникает в том случае, когда цер­ковь-мать предоставляет автокефальный статус одной из своих частей, тогда как условием «суверенной автокефалии» заявляется ее самопровозглашение. Автор также описывает альтернативную модель, согласно которой Констан­тинопольская церковь выступает в качестве верховного суверена во всеправо­славном масштабе на основании «первенства чести» в священных диптихах. Отдельно рассматривается вопрос о всеправославном соборе как над-авто­кефальной инстанции, имеющей верховную власть в Православной церкви. Автор приходит к выводу, что такой собор будет ограничивать суверенитет автокефальных церквей и станет верховным сувереном, добровольно поро­жденным самими суверенными автокефальными православными церквами.

Ключевые слова: автокефалия, всеправославный собор, Карл Шмитт, Константинопольский патриархат, межправославные отношения, РПЦ, су­веренитет, чрезвычайное положение, экклезиология.

 

Архимандрит Кирилл Говорун. Церковь и идеология: разделения и редукции

В статье прослеживаются основные моменты взаимоотношения религии и идеологий начиная с эпохи Просвещения. Религия и идеология оказывали друг на друга существенное влияние. В частности, пропагандируемое ныне в Церкви разделение на либералов и консерваторов является влиянием се­кулярных идеологем и, в частности, отражает американскую биполярную политическую систему. Впрочем, корни этого разделения уходят в историю богословской мысли. Их, в частности, можно проследить в двух антрополо­гических моделях — пессимистической и оптимистической, — которые отлича­ются прежде всего отношением к человеческой свободе. Также древние хри­стианские учения можно интерпретировать с точки зрения «консервативной» и «либеральной» протоидеологий. В этой связи арианство и северианство (одна из форм миафизитства) можно рассматривать как консервативные дви­жения. Вместо того чтобы устанавливать в Церкви монополию на какое‑либо одно идеологическое течение — либо консервативное, либо либеральное, — ав­тор предлагает примирять их по примеру современных политических систем, где сосуществование и конкуренция либеральной и консервативной идеоло­гий приводит не к разрушению этих систем, а к их динамическому развитию.

Ключевые слова: православие, идеология, консерватизм, либерализм.

 

Александр Кырлежев. Мистическая политика как contradictio in adjecto. На полях книги Аристотеля Папаниколау

Статья посвящена книге современного православного богослова, профессора Фордхэмского университета в Нью-Йорке Аристотеля Папаниколау «Мисти­ческое как политическое: демократия и нерадикальная ортодоксия» (2012). Анализируются исходные посылки и основная аргументация автора, поста­вившего целью оправдать режим либеральной демократии с точки зрения восточнохристианского аскетического богословия. Позиция автора книги рассматривается в рамках возможных вариантов христианской политиче­ской теологии (теологии «использования» и теологии «участия» на фоне а-теологии анахорезы) и с учетом различия современных «православных» политических контекстов. Критике подвергается предложенная автором ин­терпретация традиционной аскетической установки, а также его стратегия, направленная на апологию определенного политического режима, которая оказывается произвольной, поскольку автор сознательно уклоняется от фор­мулирования христианского политического идеала в контрасте с секулярны­ми философскими основаниями современной демократии и либерализма.

Ключевые слова: политическая теология, либеральная демократия, ас­кетика, теозис, богочеловеческое общение, добродетель любви, индивиду­альная этика, социальная этика, православная культура.

 

Константин Антонов. Политическое измерение русской религиозной философии

Интервью историка русской религиозной философии Константина Антоно­ва представляет собой опыт диахронического обзора политических идей и по­зиций русских религиозных мыслителей — начиная со славянофилов и вплоть до авторов, оказавшихся после революции 1917 года в эмиграции. Автор огра ничивается областью так называемой религиозной философии как традиции мысли, возникшей в русской секуляризированной культуре XIX – XX вв. и не пе­ресекающейся с церковно-богословской мыслью. Делается попытка выявить именно философское измерение мышления о политическом в рамках этой тра­диции, а также обсуждаются причины нынешнего пренебрежения к наследию русской религиозной философии, которое наблюдается как в церковной сре­де, так и за ее пределами. Интервью сопровождается ссылками на источники.

Ключевые слова: русская религиозная философия, секуляризация, ли­беральный консерватизм, церковь и государство, русская школа права, хри­стианский социализм, религиозное и светское, постсекулярное.

 

Ольга Васильева: «Я против противопоставления советской и российской науки о религии…»

Беседа с Ольгой Васильевой, заведующей кафедры государственно-конфес­сиональных отношений (РАНХиГС), посвящена истории кафедры и ее пред­шественника — Института научного атеизма. В интервью, приуроченном к юбилею этих структурных подразделений, помимо прочих затрагиваются вопросы преемственности между наукой о религии в СССР и России, а также те новые задачи, которые стоят перед кафедрой на новом этапе ее развития.

Ключевые слова: религиоведение в СССР, кафедра государственно-кон­фессиональных отношений, Институт научного атеизма.

 

Дмитрий Бирюков. Иерархии сущего в патристической мысли. Григорий Нисский и Дионисий Ареопагит

Выделяются две стратегии иерархии у Григория. Последняя иерархия в це­лом следует порядку звеньев в древе Порфирия; однако Григорий и отсту­пает от него ради согласования порядка звеньев иерархии с библейско- космогоническим порядком природного сущего. Указывается на коренное различие в понимании структуры иерархии сущего в учении Дионисия по сравнению с учением Григория. Это различие связывается с изменением содержания философского концепта «причастности» у Дионисия по срав­нению с эпохой Григория. Рассматривается учение Дионисия об иерархии причаствующих и в связи с этим исследуется, к чему именно, по Диони­сию, причаствуют звенья этой иерархии. Показывается связь учения Дио­нисия о началах с неоплатонической тетрадой Благо, Бытие, Жизнь, Ум. Наконец, дионисиевская иерархия причаствующего сравнивается с соот­ветствующей иерархией Прокла и с иерархией сущего у Григория. Дела­ется вывод о влиянии Григория на дионисиевскую иерархию причаствую­щих — в том отношении, в каком учение Григория об иерархии опирается на библейско-космогонический порядок природного сущего.

Ключевые слова: иерархия природного сущего, древо Порфирия, при­частность, универсалии, патристическая философия, платонизм.

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба