ИНТЕЛРОС > №3, 2014 > Формирование и эволюция «богословия власти» в Московском государстве в XIV – XVI вв.

Константин Костюк
Формирование и эволюция «богословия власти» в Московском государстве в XIV – XVI вв.


24 декабря 2014

Konstantin Kostyuk

The Development of “Theology of Power” in the Fourteenth — Sixteenth Century Russia

Konstantin Kostyuk — General Director of “Direct Media” Publishing House;
Head of Electronic Library “University Library Online” (Moscow, Russia).
kkostjuk@directmedia.ru

The article examines the development of a particular “theology of power” in Russia in the 14-16th centuries, which became a foundation of the Russian ideology of monarchical rule. It explores a specific relationship between the Russian church and state as expressed in Ivan the Terrible’s theological views. It then discusses several inner conflicts and alternative theological viewpoints on the phenomenon of Tsar’s power in the medieval Russia. It goes further with detailed analysis of how this “theology of power” affected the country’s later socio-cultural history.

 

ВРУССКОМ средневековом обществе время XV – XVII вв., обозначаемое как эпоха Московского государства, характеризуется решительным обособлением России от своих, прежде всего, западных соседей. Суть этого поворота в политическом измерении заключается в возникновении самодержавия и централизации государства, в социально-экономическом измерении — в зарождающемся крепостничестве. В исторической перспективе западное и российское общества, до тех пор в известной степени гомогенные, вступили в противофазу: если единство Священной Римской империи начало слабеть, то вертикаль власти в Московском государстве, напротив, укреплялась; если церковь на Западе институционально становилась все самостоя тельнее, то на Востоке, напротив, она утрачивала автономность. В то время как на Западе церковь успешно боролась за предотвращение концентрации власти императора и тем самым способствовала либерализации политической системы, русское богословие разрабатывало теократическую концепцию самодержавной божественной власти царя. Наконец, если Запад, переходя от сословно-представительских институтов власти к абсолютизму национальных государств, открыл, что воля народа составляет основу суверенитета и легитимности власти (Ж. Боден), в России народ утратил значение легитимирующего фактора по отношению к государственной самодержавной власти


Вернуться назад