ИНТЕЛРОС > №3, 2014 > Проблематика насилия в Русской православной церкви в постсоветский период

Алексей Зыгмонт
Проблематика насилия в Русской православной церкви в постсоветский период


24 декабря 2014

Alexey Zygmont

The Concept of Violence in the Russian Orthodox Discourse in the Post-Soviet Period

Alexey Zygmont
PhD Student, Higher School of Economics (Moscow, Russia).
az09@mail.ru

The article examines a number of issues related to the link between religion and violence in the discussions and practice within the Russian Orthodox Church in the post-Soviet period. After a short overview of theoretical tools the paper deals with the so-called image of “cosmic war” in the discourse of official representatives of the Moscow Patriarchate and the Orthodox nationalists; the ways this image affects matters of morality, family and parenting; the events of 2012 related to the Pussy Riot “punk prayer” and reaction to it; other examples of symbolic and actual violence. The paper is completed with an analysis of eschatological images of “cosmic conquest” and what can be described as “sacrificial crisis” of the Orthodox parish subcultures. All this allows to explain the manifestations of violence in these subcultures and to engage in a theoretical discussion of the connection between religion and violence.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ научное направление «религия и насилие» фактически не представлено в российской науке, в то время как западные исследователи обращаются к этой проблематике с конца 60 х — начала 70 х гг. XX века. Соотношение этих двух феноменов и до этого занимало антропологов (например, А. Юбера и М. Мосса, М. Блоха, Н. Джей, Э. Скерри), социологов (Э. Дюркгейма) и философов (К. Маркса З. Фрейда, Ж. Батая)1. Пионерами нового научного направления стали американские социологи Чарльз Глок и Родни Старк с исследованиями по христианскому антисемитизму (1966), а также, независимо от них и друг от друга, Рене Жирар со знаменитым «Насилием и священным» (1972), инспирированным майскими событиями во Франции 1968 года, и Вальтер Буркерт с Homo Necans (тот же 1972)2. Их работу продолжили такие исследователи, как Р. Шварц, Г. Авалос, Д. Штерн, Р. Эпплби, Ч. Селенгут, М. Юргенсмейер, М. Киттс, М. Джеррисон и многие другие3. Последняя четверть XX в. была отмечена эскалацией по всему миру насилия, очевидно, так или иначе связанного с религией. Это исламская революция в Иране 1978 – 1979 гг., палестиноизраильский конфликт, так называемые «проблемы» в Северной Ирландии, зариновая атака в токийском метро, произведенная активистами «Аум Синрике» 20 марта 1995 года, и т. д. Все это требовало осмысления. События 11 сентября 2001 года (9 / 11) стали переломным моментом, вызвавшим не только широкий общественный резонанс по всему миру, но и новую волну публицистической, теологической, философской и, наконец, академической рефлексии


Вернуться назад