ИНТЕЛРОС > №4, 2013 > Специфика современной российской эзотериологии

Сергей Пахомов
Специфика современной российской эзотериологии


20 мая 2014

Сначала 1990 х годов в западной гуманитарной науке (прежде всего в религиоведении) развернулись исследования эзотеризма как комплексного предметного поля. На смену одиноким ученым пришли целые научные группы и институты исследовательский процесс получил новый импульс к развитию, и с тех пор он не ослабевает. Организуются ученые сообщества, проводятся тематические конференции, которые посещают все больше и больше высококлассных специалистов, публикуются монографии и сборники статей, выходят журналы, кроме того, эзотеризм изучают на университетских кафедрах, и по данной дисциплине присуждаются ученые степени. Начало эзотериологического бума на Западе совпало по времени с религиозно-мистико-эзотерическим бумом в бывших советских республиках, в первую очередь в России. С падением «железного занавеса» к нам хлынул небывалый прежде поток самых разных учений. Уставшие от марксизма-ленинизма и голодные до новых познаний россияне с интересом знакомились с эзотерической и мистической литературой, которая наводнила книжные прилавки. «Девятый вал» книжной продукции естественным образом поднял вопрос о том, как в целом следует понимать это безбрежное и хаотичное море идей, образов и категорий, в котором ведантистская майя соседствовала с майянским календарем, китайское Дао — с плотиновским Единым, а теософские махатмы превращались то в индуистских философов, то в христианских святых. Иными словами, возникла потребность в осмыслении этих многоплановых феноменов.

Sergey Pakhomov Specific Features of Contemporary Russian Esoteriology

Sergey Pakhomov — Chairman of the Association for the Study of Esotericism and Mysticism;
Associate Professor, Department of Oriental Philosophy and Culture,
Faculty of Philosophy, Saint Petersburg State University (Russia).
sarpa68@mail.ru

Since the fall of the Iron Curtain, all sorts of mystic-esoteric literature poured into Russia, and the growing interest to these themes required serious academic research. The Russian science of esotericism has been developing in two directions, one «particular» (study of particular traditions), and another «general» (understanding the entire phenomenon of esotericism). This article mostly deals with the latter trend, systematizing various interpretations of the term «esotericism»; discussing specific features, functions, and structures of esotericism; classifying its forms and levels; etc. The paper also gives an overview of activities of the major academic community dealing with esotericism in Russia, the Association for the Study of Esotericism and Mysticism (ASEM).


Вернуться назад