ИНТЕЛРОС > №4, 2013 > Практическая духовность и духовная практика алхимии

Юрий Родиченков
Практическая духовность и духовная практика алхимии


20 мая 2014

Кначалу XXI века опубликовано огромное количество книг и статей, посвященных алхимии. Интерес к этому таинственному и пользовавшемуся неизменной популярностью предмету не ослабевает и в последнее десятилетие. Одним из первых не просто приверженцев, но и исследователей алхимии и ее истории был, вероятно, Оле Борх (1626–1690), датский алхимик, врач, ботаник и специалист по латинской поэзии. Он написал специальное исследование «Диссертация о рождении и развитии химии». Происхождение алхимии Борх связывает с деяниями библейского Тувалкаина (Фовела), сына Ламеха из рода Каина и Циллы, положившего начало не только «королевскому искусству», но и кузнечному делу. Тувалкаин «был ковачом всех орудий из меди и железа» (Быт 4:22). Однако Борх был далеко не единственным сторонником этой версии — среди его предшественников, современников и авторов более позднего времени образ библейского Тувалкаина был весьма популярен. В частности, об этом писал А. Кирхер, посвятивший алхимии целую главу своего известного сочинения. Тем самым алхимические философы не только утверждают древность, а также — пусть и косвенно — боговдохновенность устремлений алхимиков на пути Великого Делания, но и задолго до М. Элиаде (1907–1986) указывают на связь кузнечного ремесла и истоков алхимии. Это прекрасный пример того, как история идей, подобно алхимическому уроборусу, через несколько столетий возвращается к своим истокам.

Yuri Rodichenkov Practical Spirituality and Spiritual Practice of Alchemy

Yuri Rodichenkov — Associate Professor,
Vyazma Branch of Moscow State University of Technologies and Management;
Member of the Association for the Study of Esotericism and Mysticism (Russia).
ra3lr@yandex.ru

The article focuses on the two aspects of alchemical philosophy — spiritual and practical. It overviews the works of all main periods in the history of the Western alchemy, from early Greek authors to the 20th century alchemists. The author deals with spiritual speculations and laboratory practices of most important alchemical philosophers. This includes such names as Zosimos of Panopolis, Robert of Chester, Roger Bacon, Pseudo-Geber, Joannes Rupescissa, Ole Borch, Edward Kelly, and Robert Boyle; then follow some modern alchemists such as Cyliani, Fulcanelli, Frater Albertus, Mark Stavish, and others. Spiritual and practical alchemy of the medieval and later periods is analyzed in terms of its influence on modern science. The article then provides a general approach to the transformation of «modern alchemy» in the 19th-20th centuries.


Вернуться назад