ИНТЕЛРОС > №4, 2013 > Эзотеризм и мировоззрение русского масонства XVIII – XIX веков: попытка определения

Юрий Халтурин
Эзотеризм и мировоззрение русского масонства XVIII – XIX веков: попытка определения


20 мая 2014

Русское масонство конца XVIII — первой четверти XIX века представляет собой весьма сложный и неоднородный феномен: в России существовало множество масонских систем, уставов, послушаний, орденов и т. д. Однако наибольший интерес для исследователей религиозной жизни российского общества указанного периода представляет масонский Орден Злато-Розового Креста, чье учение и практика в наибольшей степени были сосредоточены на религиозно-мистических, эзотерических и оккультных темах. Фактически, говоря о российских розенкрейцерах, мы будем иметь в виду и всю эзотерическую традицию в России в целом (по крайней мере, для указанного периода). Кроме того, именно к этой масонской системе принадлежали самые значительные представители масонства — Н. И. Новиков, С. И. Гамалея, И. Г. Шварц, И. В. Лопухин, А. Ф. Лабзин, И. А. Поздеев, С. С. Ланской и многие другие, оказавшие непосредственное влияние на русскую культуру, религиозную мысль и политику. Также именно материалы розенкрейцеров сохранились в архивах в наибольшем количестве (прежде всего в фондах Российской национальной библиотеки и Российской государственной библиотеки, на архивные материалы Научно-исследовательского отдела рукописей которой — НИОР РГБ — мы и будем опираться). Следует отметить, что в рамках данной статьи мы будем употреблять термины «русское масонство» и «русское розенкрейцерство» как синонимы, так как Орден Злато-Розового Креста, исповедуя розенкрейцерскую идеологию, был организован как одна из масонских систем. Сами члены этого ордена называли себя в рукописях как «Р. К .» (розенкрейцеры), так и «В. К .» (вольные каменщики).

Yuriy Khalturin Esotericism and Worldview of the Russian Freemasonry of the 18th — 19th Centuries: Toward a Conceptualization

Yuriy Khalturin — Independent Researcher;
Member of the Association for the Study of Esotericism and Mysticism (Moscow).
ukhalturin@gmail.com

The article provides conceptualization of the worldview of Russian Freemasons of the 18th-19th centuries. Instead of the concept «Christian mysticism», which the author believes to be highly problematic, he uses the theory of «Western esotericism as a form of thought» by Antoine Faivre, applying it to the study of archival materials from the Masonic funds of the Russian State Library’s Manuscript Department. This new conceptualization allows, firstly, to explain contradictions in the Masonic worldview; secondly, through reconstructing this worldview as an integral system, provide a key for understanding some enigmatic Masonic texts; thirdly, to evaluate a proper place of the Russian Freemasonry and its role as the «third pillar» of the Russian culture along with Orthodox Christianity and Enlightenment rationalism.


Вернуться назад