Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №4, 2014

Олег Гром
Иннокентиевское движение и «молдавский вопрос» в Бессарабии в начале XX века
Просмотров: 781

The Inochentist Movement and the «Moldavian Question» in the Early 20th Century Bessarabia

Oleg Grom — Junior Research Fellow at the Institute of Socio-Economic and Humanities
Research of the Southern Scientific Center of Russian Academy of Sciences (Rostov-on-Don, Russia).
gromescu@gmail.com

The article deals with the «Inochentist movement» in the early 20th century in connection to the «national question» in Bessarabia. It shows the preconditions of the movement’s emergence in its pre-1917 history and explores the reactions of ecclesiastic and secular actors to the phenomenon. The threat of Moldovans’ falling away from the official Russian Orthodoxy made the authorities of eparchy and gubernia to seek a compromise. As a result, the struggle with the Inochentist movement led to the legalization of the «cultural current» in the Moldavian nationalist movement

ВНАЧАЛЕ XX века, после нескольких десятилетий попыток русификации православной церкви в Бессарабии, происходит возвращение интереса к культурным особенностям молдаван. Однако их религиозный мир оставался во многом terra incognita, а общим местом были представления о них как о глубоко верующих, не склонных к отпадению от православия, лояльных империи инородцах. На этом фоне в начале 1910 х гг. среди молдаван Бессарабии и соседних губерний получает распространение религиозное течение, называвшееся в источниках «балтским движением», «балтским психозом» или «иннокентиевщиной». Иннокентиевщина часто упоминается в работах по истории Бессарабии, но специальных исследований этого феномена, в особенности его связей с «национальным вопросом» и бессарабским национальным движением, написано относительно немного. Наиболее известным исследователем «балтского движения» считается румынско-бессарабский церковный историк межвоенного периода Николае Поповски. В 1926 году вышла его книга «Балтское движение или иннокентизм в Бессарабии»1. Основные идеи этой книги в доработанном виде вошли в его же обобщающий труд по истории православной церкви в Бессарабии в период российского господства2, не утративший актуальности до сих пор. Поповски исходил из представлений об иннокентиевщине как о сугубо религиозном явлении, не выделяя в ней особой «национальной» составляющей. Современный исследователь сектантства в России, автор ряда работ о балтском движении Дж. Юджин Клэй настаивает, что иннокентиевщина, по крайней мере в глазах кишиневского епископа Серафима (Чичагова) (1908–1914), была частью молдавского «сепаратизма», с которым последний пытался бороться на протяжении своего пребывания на кишиневской кафедре3. Однако Клэй основывается по большей части на общих рассуждениях. Вероятно, в этой интерпретации сказалось влияние националистической традиции румынской историографии, склонной преувеличивать «национальный» характер иннокентиевского движения, объясняя его реакцией на «полное изгнание» румынского (молдавского) языка из церкви. Так, например, румынский профессор теологии и церковный историк Мирча Пэкурариу говорит о том, что Иннокентий требовал введения службы на румынском языке, будучи неудовлетворенным «русификаторскими тенденциями властей»4. Подобные, чаще всего ни на чем не основанные, заявления нередки в румынской литературе



Другие статьи автора: Гром Олег

Архив журнала
го№1, 2020№3, 2019ц№4, 2019№1, 2019г№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба