ИНТЕЛРОС > №4, 2014 > Конструирование национальной идентичности в социалистической Югославии и македонский церковный вопрос

Таисия Белякова
Конструирование национальной идентичности в социалистической Югославии и македонский церковный вопрос


10 марта 2015

Constructing National Identity in the Socialist Yugoslavia and the Issue of Macedonian Church

Taisiya Belyakova — Graduate Student at Gutenberg-University in Mainz;
Fellow at the Institute for European History (Mainz, Germany).
belta88@list.ru

The article focuses on the influence of the religious factor on the national identity in the post-war Yugoslavia. The main attention is paid to the state policy of supporting some religious institutions with an aim to affect the national question. The other aspect of research is the representation of the religious policy in the context of national memory as reflected in historiography. As a case study the article examines the issue of separation of Macedonian Orthodox Church and proclamation of its autocephaly from the Serbian Orthodox Church in the context of forming the socialist Yugoslavian society and Cold War discourse.

Государство Федеративная Народная Республика Югославия было провозглашено 29 ноября 1945 года. Задачами фактического главы государства Иосипа Броз Тито (занимавшего пост председателя страны вплоть до своей смерти 4 мая 1980 года) было преодоление раскола общества, вызванного ужасающими событиями Второй мировой войны, реализация курса на «государственный атеизм» и «окончательное решение национального вопроса» по советскому образцу. Именно отсутствие межнациональных противоречий в единой югославской нации было идеологически важным достижением социалистической Югославии, используемым как во внутренней, так и во внешней пропаганде. Расхождение идеологии с действительностью ярче всего проявилось в период распада Югославии, сопровождавшегося военными действиями и фактической гражданской войной с активным использованием религиозно-национальной риторики. В национальной политике социалистической Югославии имело место принципиальное расхождение между лежащей в основе правовой базы государства социалистической марксистской доктриной о нациях и религии, заимствованными из СССР в первые послевоенные годы атеистической и «интернационалистской» теориями2 и реальной ситуацией в стране. Это противоречие является одной из принципиальных проблем при исследовании вопроса о роли религиозного фактора в национальной политике Югославии.


Вернуться назад