ИНТЕЛРОС > №4, 2014 > «Украинский» как «не-православный», или Как греко-католики «воссоединялись» с Русской православной церковью (1940 – 1960‑е гг.)

Наталья Шлихта
«Украинский» как «не-православный», или Как греко-католики «воссоединялись» с Русской православной церковью (1940 – 1960‑е гг.)


10 марта 2015

«Ukrainian» as «Non-Orthodox»: How Greek Catholics Were «Reunited» with the Russian Orthodox Church, 1940s – 1960s

Natalia Shlikhta — Associate Professor,
Chair of the History Department at the National
University of «Kyiv-Mohyla Academy» (Kyiv, Ukraine).
nshlikhta@gmail.com

Drawing upon archival, published, and oral sources as well as recent studies on the correlation between religion and nationality, the paper argues that formal «reunification» of the Greek Catholics with the Russian Orthodox Church has become a successful «subaltern strategy», ensuring the survival of the Greek Catholic Church through the Soviet period. The article demonstrates that the «Church within the Church», coming into existence as a result of «reunification», was for decades preserving its separate identity within the Russian Orthodox Church. The «Church within the Church» did not oppose directly the regime’s assimilation policy while positioned itself as a Ukrainian and therefore as a non-Orthodox (because a non-Russian) and even as a non-Soviet. Concrete research issues are examined within a wider context of the survival of the Church in the Soviet state.

 

УНИАТСКАЯ проблема», которую сталинское руководство взялось во что бы то ни стало (и с помощью Московского патриархата) решить сразу же по окончании Второй мировой войны, была далеко не единственным вызовом национального для Москвы. Ранее такими вызовами было существование Украинской автокефальной православной церкви (как образца 1921 г., так и образца 1942 г.), а также существование Украинской автономной церкви во главе с архиепископом Алексием (Громадским), которая, обосновывая свои автономные права, ссылалась на Положение об Украинском экзархате от 1921 года. Значительно усложнившаяся в национальном плане (главным образом в годы войны) религиозная ситуация в Украинском экзархате существенно повлияла на официальное видение «униатской проблемы» как в первую очередь национальной проблемы. А восприятие греко-католиков, интегрируемых в Православную церковь — и через нее, как это ни парадоксально, в советское общество, — в свою очередь, повлияло на формирование их «стратегии подчиненных» (subaltern strategy, по определению Шейлы Фицпатрик), значительно усилив национальную составляющую в процессе их повседневного выживания. Ликвидация Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), как соглашается большинство исследователей, была единственно логичным вариантом для сталинского руководства с момента присоединения «западных территорий» в 1939 году. В пользу такого разрешения «униатской проблемы» говорила и историческая традиция, и антиватиканская направленность внешней политики СССР после Второй мировой войны. Главным аргументом в пользу окончательной ликвидации УГКЦ стала ее неразрывная связь — в глазах как населения региона, так и руководства государства — с украинским национализмом, ее образ «колыбели» украинского национализма (по определению Дмитрия Поспеловского) или его «краеугольного камня» (по Сергею Екельчику).


Вернуться назад