ИНТЕЛРОС > №4, 2014 > Проблема греко-католической идентичности в Западной Украине в ходе борьбы за легализацию (рубеж 1980 – 1990‑х гг.)

Тарас Бублык
Проблема греко-католической идентичности в Западной Украине в ходе борьбы за легализацию (рубеж 1980 – 1990‑х гг.)


10 марта 2015

Greek Catholic Identity in Western Ukraine During the Process of Legalization, 1980s — 1990s

Taras Bublyk — Assistant Professor of the Department of Church History,
Ukrainian Catholic University (L’viv, Ukraine).
tarbublyk@gmail.com

The article deals with the revival of the Ukrainian Greek Catholic Church in the 1980-1990s. The Church officially ceased to exist in 1946 after the «reunification» with the Russian Orthodox Church. Nevertheless, the part of the Greek Catholic clergy and the faithful did not recognize this act and moved to the underground. The process of legalization and revival was accompanied by the growing movement for the Ukrainian national independence. At the same time, the Church continued to remain faithful to the Apostolic See, constantly emphasizing their belonging to the Catholic Church. The legalization of the Church involved not only the relationships with the states, but also with other churches — the Russian Orthodox Church, the Ukrainian Autocephalous Orthodox Church, and the Roman Catholic Church. The heated inter-religious conflict was deeply entangled with the issue of national and ecclesiastic identity

ИСТОРИЧЕСКАЯ судьба украинских греко-католиков в условиях советского режима в последние десятилетия является объектом научного интереса многих исследователей на Украине и за ее пределами. В первое время после демократических изменений в Центрально-Восточной Европе и либерализации общественной и религиозной жизни в СССР внимание ученых главным образом было сосредоточено на репрессивной политике сталинского режима и ликвидации Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Сейчас доминирующее место в исследованиях начинает занимать период, связанный с борьбой греко-католиков за легализацию и выход из подполья в 80 е — начале 90 х гг. ХХ века. Однако даже в этих исследованиях в основном рассматриваются общественно-политические обстоятельства и государственно-церковные взаимоотношения (Б. Боцюркив, Н. Белякова, В. Войналович, В. Пащенко, Я. Стоцкий). Напротив, вопросы внутренней церковной жизни, экклесиология идентичности греко-католиков и факторы, которые способствовали возвращению или обращению в УГКЦ священников и верующих, не находившихся в подполье, обычно остаются без должного осмысления в научной литературе. Отдельные аспекты этой проблематики раскрываются в трудах П. Галадзы, Б. Гудзяка, В. Еленского, О. Турия и других


Вернуться назад