ИНТЕЛРОС > №4, 2014 > Образ митрополита Игнатия в конструировании идентичности и исторической памяти приазовских греков

Сергей Пахоменко, Светлана Арабаджи
Образ митрополита Игнатия в конструировании идентичности и исторической памяти приазовских греков


10 марта 2015

The Figure of Metropolitan Ignatius in the Construction of Identity and Historical Memory of the Azov Greeks

Serhij Pakhomenko — Associate Professor of the Department of International Relations and Foreign Policy,
Mariupol State University (Ukraine). spplus@ukr.net

Svitlana Arabadzhy — Senior Lecturer of the Department of Historical Studies,
Mariupol State University (Ukraine). svetlana.arabadzhy@gmail.com

The article examines the transformation of the image of Metropolitan Ignatius in historiography and its use for constructing ethnic identity and historical memory of the Greeks of Ukrainian Northern Azov Sea region. The article analyzes historical and local historical literature and periodicals of the imperial, Soviet and post-Soviet periods. The analysis showed that the imperatives of modeling the image of the Metropolitan varied according to the political situation and the dominant ideology. The article concentrates on current commemorative practices that contribute to the formation of apologetic image of metropolitan and his cult, especially after Ignatius’ canonization by the Ukrainian Orthodox Church (Moscow Patriarchate). The figure of Ignatius serves for ethnic consolidation and complementarity in the context of an alien ethnic environment.

 

МИТРОПОЛИТ Игнатий Мариупольский (1716–1786) — митрополит Готфейский и Кафейский, духовный глава греков-христиан Крыма, один из инициаторов и организаторов их переселения на земли Российской империи (в Северное Приазовье). Образ митрополита Игнатия в историографии и исторической памяти представляет собой пример моделирования идентичности греческого этнического меньшинства в условиях полиэтнического региона Украинского Северного Приазовья. Императивы этого моделирования менялись в зависимости от исторических обстоятельств, общественно-политической и идеологической ситуации, а также под влиянием заинтересованных участников данного процесса. При этом образ Игнатия оказался настолько универсальным, что использовался как для обоснования сохранения и укрепления самобытности греческой общины, так и в аргументации культурного диалога и взаимодействия, а также, как это ни парадоксально, в ассимиляторской идеологии. Инструментами подобного влияния выступали практически в равной степени и историография (особенно в ее краеведческой форме), и коммеморативные практики. В первой половине XIX века стараниями церковной историографии и в условиях административной автономии греков на территории Приазовья складывается апологетический образ митрополита. Он характеризуется как «Моисей мариупольских греков», спасший их от татарской неволи и сохранивший паству в православной вере посредством переселения на земли единоверной России. Первые контуры такого образа принадлежат архиепископу Гавриилу (Розанову) — яркому представителю церковной историографии


Вернуться назад