ИНТЕЛРОС > №4, 2014 > Исторические корни и соотношение конфессиональных и этнических границ в меннонитской идентичности в СССР

Йоханнес Дик
Исторические корни и соотношение конфессиональных и этнических границ в меннонитской идентичности в СССР


10 марта 2015

The Historical Roots and the Correlation of Confessional and Ethnic Elements within Mennonite Identity in the USSR

Johannes Dyck — Director,
Institute of Theology and History,
Bibelseminar Bonn (Germany).
jdyck@bsb-online.de

The article examines historical roots and dynamics of Mennonite identity in USSR using the concept of an ethno-confessionality, introduced to Soviet religious studies by Alexei N. Ipatov. As a result of secularization, in the beginning of the 20th century a part of Mennonites gave up religion but continued to regard themselves Mennonites by culture, and Mennonite identity ceased to be strictly religious. During the Civil War, the confessional identity lost its traditional core — obligatory nonresistance. Ethnic assimilation and loss of German language have been forced by the deportation of 1941 and special settlement. The number of Mennonite identity carriers significantly dropped due to the bitter struggle with religion. Many Mennonites joined the Evangelical Christian-Baptists producing a further erosion of identity. After decline of religious persecutions, reproduction of Mennonite identity could take place in rare Mennonite congregations and families. As a result, Mennonite identity did not disappear but significantly changed.

 

В 1978 ГОДУ произошло знаковое для советской литературы о меннонитах событие: религиовед А. Н. Ипатов в своей очередной книге назвал их общность этноконфессиональной. Есть все основания полагать, что к своим обобщениям и выводам он пришел во время работы в Оренбургском обкоме КПСС в 1961 – 1970 гг. — во времена, когда в этой области еще существовало два компактных поселения меннонитов. Они возникли в 1890 х годах и даже сохранили веру и традиции, несмотря на период жестоких преследований в 1930 е и полосу сильных притеснений в 1958 – 1964 гг. Общение Ипатова с меннонитами сказалось и на выборе темы его кандидатской диссертации, первая глава которой имеет не допускающее многозначности заглавие «Взаимосвязь религиозного и этнического в идеологии и организации меннонитства». Ипатов соотносил понятие «этноконфессиональный» прежде всего с изолированными сообществами. С той же коннотацией оно употреблялось в этнографии, откуда он перенес это понятие в религиоведение. Впоследствии в своей докторской диссертации он распространил это понятие на другие изолированные группы. В применении к меннонитам этот термин был безоговорочно принят и без каких либо заметных дискуссий вошел в российскую историографию6. Правда, в последние два десятилетия термин утерял коннотацию изолированности.


Вернуться назад