ИНТЕЛРОС > №1, 2015 > Два модуса жизни в «науке о душе» XVII века

Галина Вдовина
Два модуса жизни в «науке о душе» XVII века


22 апреля 2015

Galina Vdovina

The Two Modes of Life in the «Science of the Soul» in the Seventeenth Century

Galina Vdovina — Leading Research Fellow,
Institute of Philosophy,
Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia).
galvd1@yandex.ru

The paper deals with reformatting Aristotelian «science of the soul» in the beginning of the 17th century. The major change was the transformation of the concept of «life» which has been reconsidered to include not only the created nature but also the divine one. Aligning with the theological requirements, the scholastic philosophers of the early modern period postulated two different modes of life: physical and intentional, which allowed uniting all forms of life, from plants to God, within one univocal and disjunctive concept.

ВТОРАЯ половина XVI — начало XVIII в. — это период последнего расцвета непрерывной схоластической традиции, средоточием которого становится Пиренейский полуостров. Схоластика этого времени, с одной стороны, продолжает развивать большие сквозные темы предыдущих столетий (божественное всемогущество и свобода воли, различные концепции бытия, проблема единства души и тела в человеке, проблема отношения интеллекта к чувственной «части» души и т. п.). С другой стороны, схоластическая традиция на этой последней стадии развития приобретает новые своеобразные черты, как институциональные, так и содержательные. Во-первых, весь корпус традиционных университетских наук строго систематизируется, подвергаясь перестройке и продумываясь заново в виду единой и главной цели — приготовить молодых людей к глубокому усвоению богооткровенной теологии, а через него — к служению делу Католической церкви в условиях новых вызовов со стороны Реформации и внесхоластической мысли. За этими преобразованиями стояла утвержденная Тридентским собором (1545–1563) стратегия, призванная обеспечить Католической церкви выход из глубокого системного кри- зиса и успех в битве за умы и души паствы перед лицом протестантской угрозы. Естественно, что одним из важнейших полей этой битвы был университет и университетские науки. Решающим шагом на пути реформирования университета стал новый образовательный устав ордена иезуитов — Ratio studiorum, четко определивший задачи университетского образования и университетских наук, их структуру и методы преподавания. Единый учебный план, расписанный по годам обучения, продуманные универсальные способы и приемы подачи материала, а самое главное — изначальная и последовательная ориентация любого знания, даже самого техничного и рационального, на высшую божественную истину: вот тот контекст, в котором живет схоластическая традиция в эти свои последние полтора столетия


Вернуться назад