ИНТЕЛРОС > №1, 2015 > Aitamurto, K. and Simpson, S. (2013) Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe А. Агаджанян
|
Aitamurto, K. and Simpson, S. (2013) Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe. Acumen. — 352 p. Движения, которым посвящены статьи этого сборника и которые иногда именуют «неоязыческими», суть одно из самых ярких проявлений культурного конструктивизма, вызванного реакцией на Modernity. Это сложная, запутанная реакция, которая имеет длинную родословную, проявленную в нескольких волнах — романтических, нативистских, пасторалистских движениях, — которыми постоянно сопровождалось неумолимое наступление рационалистической, городской Modernity. Авторы книги осознают всю глубину этой генеалогии, но уделяют внимание главным образом последней волне языческого возрождения — той, что породила в Европе «контркультуру» второй половины XX века; и, как к основному ее предшественнику, они возвращаются к наследию предыдущей волны, которая последовала за Первой мировой войной. В обоих случаях мы видим этот ответный, реактивный, защитный импульс: защита малого — от всеобщего, частного — от претенциозно универсального, сельского — от городского, природно-естественного — от искусственного, племенного-этнического — от национального и национального — от глобального. Редакторы справедливо видят в таких движениях извечный ответ на Глобализацию (с большой буквы и во всех проявлениях). Кроме того, генеалогия «современной языческой» чувствительности восходит, как предполагают редакторы книги, к индивидуалистическому романтизму XIX века, к «Байроническим романтическим моделям», для которых «отдельный свободный человек является естественным, а государство — противоестественным», со всеми производными напряжениями и конфликтами (p. 3). Вернуться назад |