ИНТЕЛРОС > №1, 2016 > «Маргиналии» современной внешней политики России

Тимур Махмутов
«Маргиналии» современной внешней политики России


15 мая 2016

Махмутов Тимур Анварович
Канд. полит. наук,
зам. программного директора Российского совета
по международным делам (РСМД)
E-mail: tmakhmutov@russiancouncil.ru

Укрепление позиций России на международной арене, обусловленное интеграцией страны в глобальные и региональные политические и экономические институты, а также стремлением восстановить позиции в значимых регионах мира, тем не менее, не привело к формированию комплексной стратегии на ближайших рубежах — в отношении стран постсоветского пространства. Большинство этих стран остается за рамками активной внешней политики российского руководства, воспринимается политическими элитами в качестве партнеров «по умолчанию», априори зависимых экономически. Автором предложена метафора «маргиналии» в отношении данной группы стран как значимых с политической и экономической точек зрения, но не входящих в число приоритетных в контексте реальных внешнеполитических усилий России, в отношении которых не ведется комплексная работа и не выстраивается долгосрочное планирование. Отсутствие целеполагания в отношении этих стран приводит к тому, что российской дипломатии приходится реагировать на уже поступившие сигналы из стран бывшего СССР, а не самостоятельно формировать внешнюю политику на данном направлении. В то же время стремление России быть равноправным партнером для ключевых мировых игроков не может быть реализовано без обеспечения лояльного, дружественного геополитического окружения. Одна из мер по формированию такого окружения — создание Евразийского экономического союза. Однако сегодня, в условиях экономической нестабильности, обострения внешних угроз, данный институт также требует более глубокого внимания и проработки стратегии на перспективу. В данной статье предпринята попытка проанализировать существующие у российской дипломатии возможности в отношении стран постсоветского пространства по формированию лояльного, политически и экономически предсказуемого пограничья. Методологической базой данной статьи послужили сравнительный анализ, анализ документов, кейс-стади. В ходе проведенного исследования сгруппированы задачи для российской внешней политики на среднесрочную перспективу в отношении ближайших соседей и выработаны рекомендации по оптимизации российской стратегии на постсоветском пространстве.

 

On the Margins of the Russian Foreign Policy

Makhmutov Timur
A. Ph.D. in Political Sciences,
Deputy Director of Programs,
Russian International Affairs Council (RIAC),
Moscow
E-mail: tmakhmutov@russiancouncil.ru

Russia’s strengthening in the world arena although based on the integration of the country into global and regional political and economic institutions and reinforced by its attempts to restore position in key regions did not result in complex foreign policy strategy towards neighbor-countries of post-Soviet space. Most former Soviet republics are on the margins of Russian foreign policy activity. They are perceived by Russian political and economic elites as partners “by default”, definitely depended on bilateral economic ties with Russia. The author uses the metaphor of margins to describe the above-mentioned group of countries as politically and economically important for Russia but in real Russia’s foreign policy activity and priorities ranked second with no complex long-term strategies be implemented to them. That means that Russian diplomacy needs to react to challenges coming from the former Soviet republics and it does not followproactive way in dealing with these countries. Russia’s ambition to be equal partner to major global actors can be realized only in the context of loyal, stable and friendly geopolitical neighborhood of the former Soviet republics. One of the measures to achieve such neighborhood is to pursue further development of Eurasian Economic Union (EEU). Today this institution needs much attention from its members meaning the necessity to elaborate on EEU long-term strategy in the context of on-going economic instability and increasing external threats. This article provides an analysis of the existing Russian foreign policy potential to be implemented to the former Soviet republicsin order to achieve the goal of forming loyal, politically and economically predictable neighborhood. The research is based on comparative and case-study analysisextended by the study of documents regulating contemporary Russian foreign policy. The research results in formulating three group of mid-term tasks for Russian foreign policy in the post-Soviet space. Three types of recommendations are highlighted to make Russia’s foreign activity in this direction more efficient.


Вернуться назад