ИНТЕЛРОС > №3, 2014 > Проблемы взаимодействия государства и гражданского общества

Олег Матвеев
Проблемы взаимодействия государства и гражданского общества


16 декабря 2014

Матвеев Олег Викторович

доктор исторических наук, профессор кафедры «Общая политология»
Финансового университета

E-mail: matveev4you@mail.ru

The Problems of Interaction Between the State and Civil Society

Oleg V. Matveev

Ph. D. (Historical Sciences), Professor,
General Politology Department, Financial University

E-mail: matveev4you@mail.ru

 

Исследуется проблема взаимодействия государства и гражданского общества как аспекта принципа разделения властей, лежащего в основе демократического развития. Обобщен некоторый исторический опыт развития западного общества в ХIХ–ХХI вв., позволяющий смоделировать формальную схему гражданского общества в виде нескольких уровней иерархической лестницы и выделить специфическое «делегирование» власти внутри самого гражданского общества, определить распределение функций в системе взаимоотношений личность — гражданское общество — государство. В западном обществе изменения в политическом сознании начались в 70-х–начале 80-х годов ХХ в., когда стали актуальны либерально-демократическая модель (основанная на «государстве всеобщего благосостояния») и модель «реального социализма». С перестройкой всей общественно-политической системы в СССР и странах Восточной Европы в них также возросло внимание к гражданскому обществу, к политической роли общественных движений. Одновременно обострилась и проблема теоретических положений понятия «гражданское общество», его роли в отношении личности и государства, в развитии демократии. Анализ опыта деятельности традиционных движений, составляющих основу гражданского общества, позволяет построить сложную систему взаимоотношений гражданина и власти, децентрализации власти, контроля над государством. Становится очевидной историческая преемственность развития партийно- политического механизма, новых демократических и консервативных движений, логическая связь различных форм общественной активности. Поэтому закономерно, что в силу своей специфики добровольческие движения становятся отражением стремления к самовыражению индивида и группы, к самоорганизации общественной жизни. Государство всемерно поощряет «индустриализацию» и «коммерциализацию» добровольческих союзов, их превращение в обычные бюрократические организации, что, в конечном итоге, упрощает контроль над ними и управление. Современное государство, сознательно отказываясь от части своих функций, все больше берет на себя роль фактора координирующего, управляющего и направляющего по отношению к гражданскому обществу. При этом используются самые разнообразные косвенные методы: законодательного оформления прав и обязанностей этих организаций, поощрительных финансово-кредитных, налоговых и организационных норм и правил, вплоть до прямого финансирования

There is an examination of the problem of the interaction between the state and civil society as an aspect of the principle of separation of power underlying democratic development. The author summarizes some of the historicalexperience of the development of Western society in the XIX–XXI centuries, allowing to simulate a formal scheme of civil society in terms of several levels of hierarchy and select a special «delegation» of power within civil society itself, to determine the distribution of functions in the system of relations between person — civil society — state. In Western society, changes in political consciousness began in the 70’s-early 80-ies of the XX century, when they launched an actual liberal-democratic model (based on the «welfare state”) and the model of «real socialism». With perestroika of the whole socio-political system in the USSR and Eastern Europe there also increased attention to civil society, the political role of social movements there. At the same time the problem of theoretical positions of the concept of «civil society» and its role in the relationship between the individual and the state, in the development of democracy exacerbated. Analysis of the experience of traditional movements that form the basis of civil society, allows one to build a complex system of relationships between citizen and government, decentralization of power, control over the state. It becomes obvious that the historical continuity of the development of party-political mechanism, new democratic and conservative movements, the logical connection between different forms of social activity do exist. So it is natural that because of their essence, voluntary movements are a reflection of the desire for self-expression of individuals and groups, for selforganization of social life. The state strongly encourages «industrialization» and «commercialization» of voluntary unions, turning them into mainstream bureaucratic organizations that, ultimately, makes it easier to control and manage them. The modern state, consciously foregoing part of its functions, increasingly assumes the role of a coordinating, managing and directing factor in relation to civil society. There are used a variety of indirect methods: the legal registration of rights and responsibilities of these organizations, remunerating financial-credit, tax and organizational rules and regulations, up to direct funding.


Вернуться назад