ИНТЕЛРОС > №3, 2014 > «Русская идея» кающегося аристократа. Н. А . Бердяев

Константин Ковалев-Случевский
«Русская идея» кающегося аристократа. Н. А . Бердяев


16 декабря 2014

Ковалев-Случевский Константин Петрович

профессор Института журналистики и литературного творчества,
член Общественного совета

Министерства культуры РФ, писатель, историк

E-mail: kkovalev@mail.ru

The «Russian Idea» of a Repentant Nobleman. N.A. Berdyaev

Konstantin P. Kovalev-Sluchevskiy

Professor, Institute of Journalism and Creative Writing,
a Member of the Public Council of the Ministry of Culture of the

Russian Federation, Writer, Yistorian

E-mail: kkovalev@mail.ru

В статье рассматриваются некоторые аспекты биографии философа и публициста Н. А. Бердяева, а также его отдельные философские взгляды и теории, в первую очередь — развитие им понятия «русская идея», сыгравшего немалую роль в становлении как религиозной философии, так и (в последнее время) политической мысли России. Статья написана на основе западных публикаций, в которых отражены мнения и выводы сподвижников Н. А. Бердяева, тех, кто знал его лично, разделял его взгляды или высказывал иную точку зрения. Рассматривается и то, как Бердяев развил идею свободы, изначально предшествующей бытию и Богу, выдвинул идею творчества, исходящего из изначальной свободы и из нее формирующего бытие, развил антропологическую идею о человеке-личности, воплощающем собой творческую потенцию свободы, широко осветил и по-своему рассмотрел идею истории как форму существования творческой личности, обладающей свободой. Статья посвящена тому, как Бердяев противопоставляет идею и философию свободы несвободе (необходимости), пассивности, безличной реальности (коллективизму), хаосу (отрицанию смысла истории), природе (натурализму). Осмысляется его «персонализм» — обостренное чувство самого себя, ценности личности и восприятия мира через себя, ставшее этическим кодексом Бердяева. «Русская идея» Бердяева рассматривается как стремление найти и оправдать саму «идею идеи», даже если сформулировать ее однозначно не представляется возможным. Отдельное внимание уделено эсхатологии Бердяева, «завязанной» на проблеме итога, конца, результата как для человека, так и для всего мира. Прослеживается его философское решение проблемы Апокалипсиса, размышления об оправдании христианства как духовной и исторической силы и каждого человека как Божьего сына и носителя изначальной свободы, оправдывающей его. Особое место отводится выявлению основ философии истории, культуры, религии Бердяева, а также развитию им философии человека — антропологии

This article considers some aspects of the biography of the philosopher and publicist N. A. Berdyaev, and also his particular philosophical views and theories, primarily the development of the concept of «The Russian idea», which played a considerable role in the formation of religious philosophy, and (recently) the political thought of Russia. The article is written on the basis of Western publications, reflecting the opinions and conclusions of N. A. Berdyaev’s associates, those who knew him personally, shared his views or expressed a different point of view. The article also discusses the way Berdyaev developed the idea of freedom, initially prior to the Being and God, put forward the idea of creativity emanating from the original freedom and forming the Being, developed the anthropological idea of a human being -personality, embodying the creative potential of freedom, widely covered and considered in his own way the idea of history as a form of existence of a free creative personality. The article is devoted to Berdyaev’s way of opposing the idea and the philosophy of freedom and non- freedom (necessity), passiveness, impersonal reality (collectivism), chaos (the negation of the meaning of history), nature (naturalism). His «personalism» is considered- a heightened sense of self, values and personality perception of the world through himself, that became a code of ethics of Berdyaev. «The Russian idea» by Berdyaev is considered as the desire to find and justify the very «idea of the idea», even if to formulate it clearly is not possible. Special attention is paid to Berdyaev’s eschatology, «tangled» on the issue of the outcome, the end result for the individual and for the whole world. The article traces his philosophical solution of the Apocalypse, reflections about the justification of Christianity as a spiritual and historical force and of each person as the son of God and the bearer of the original freedom justifying him. A special place is given to reveal the foundations of the philosophy of history, culture, religion of Berdyaev, as well as the development of his philosophy of a human being — anthropology.


Вернуться назад