ИНТЕЛРОС > №6, 2017 > Преломление российского исторического наследия в среде студенческой молодежи

Павел Салин, Дарья Осинина, Дмитрий Машьянов
Преломление российского исторического наследия в среде студенческой молодежи


21 января 2018

Салин Павел Борисович,
канд. юр. наук, директор Центра политологических исследований,
старший преподаватель Департамента политологии,
Финансовый университет, Москва, Россия
salpavbor@mail.ru

 

Осинина Дарья Дмитриевна,
магистрант факультета социологии и политологии,
1-й курс, группа ПЭОГ 1–1м,
Финансовый университет, Москва, Россия
daria_osinina@mail.ru

 

Машьянов Дмитрий Александрович,
магистрант факультета социологии и политологии,
1-й курс, группа ПЭОГ 1–1м,
Финансовый университет, Москва, Россия
dimashyan@gmail.com

 

Аннотация. Тема восприятия студенческой молодежью российской истории и изучения механизмов влияния на такое восприятие приобрела в последние годы важное значение. Отношение к историческому наследию в любом обществе является показателем наличия или отсутствия гражданского консенсуса, который необходим для политической стабильности и устойчивого развития. Восприятие российской истории в среде отечественной студенческой молодежи тем более важно в свете того, что с весны 2017 г. она все более активно вовлекается в происходящие в стране политические процессы. Политологический блок Финансового университета в 2017 г. в рамках Госзадания проводит масштабное исследование механизмов влияния на восприятие российской истории студенческой молодежью. Одним из основных его элементов является масштабный социологический опрос целевой группы, посвященный данной проблеме. Его предварительные результаты презентованы в настоящей статье. Полученные результаты позволяют сделать вывод, согласно которому в среде студенческой молодежи отсутствует единообразное и целостное восприятие отечественной истории, более того, это касается даже ключевых ее моментов. Множество косвенных признаков свидетельствует о том, что, несмотря на позитивное восприятие российского исторического наследия, у студенческой молодежи присутствует запрос на вариативность изложения и желание перемен. Это находит свое выражение, в частности, в позитивном отношении к событиям истории, связанным с переменами, но не радикальноеволюционного плана. Что касается инструментов информационного воздействия на молодежь, в том числе связанных и с ретрансляцией исторического опыта, то целевая группа не приемлет пропагандистский подход, но вполне лояльно относится к обычным манипулятивным практикам. Таким образом, наиболее эффективными ин- струментами воздействия на молодежь, в том числе и с точки зрения ретрансляции отношения к рос сийской истории, является не прямая пропаганда, доминирующая в практиках российской власти с 2014 г., а более опосредованное манипулирование.

 

 

REFRACTION OF RUSS IAN HISTORICAL HERITAGE AMONG STUDENTS

Salin P. B.,
PhD in Law, Director, Center of Political Studies,
Financial University, Moscow, Russia
salpavbor@mail.ru

 

Osinina D. D.,
Graduate of the Faculty of Sociology and Political Science,
1st year, group PEOG 1–1m,
Financial University, Moscow, Russia
daria_osinina@mail.ru

 

Mashyanov D. A.,
Graduate of the Faculty of Sociology and Political Science,
1st year, group PEOG 1–1m,
Financial University, Moscow, Russia
dimashyan@gmail.com

Abstract. The relevance of the topic of perception of students in Russian history as the study of mechanisms of influence on this perception, acquired in recent years an increased value. Attitude to the historical heritage in any society is an indicator of the presence or absence of civic consensus required for political stability and sustainable development. The perception of Russian history in the domestic environment of student’s youth all the more important in light of the fact that in the spring of 2017, she is more actively involved in what is happening in the country political processes. Political unit Financial University in 2017 in the framework of the state assignment is conducting a large-scale study of mechanisms of influence on the perception of Russian history students. One of the key elements is a largescale survey of the task force on this issue. The preliminary results presented in this article. The obtained results allow to conclude that in an environment of students is no uniform and holistic perception of national history, moreover, this applies even to key moments. A variety of indirect evidence suggests that, despite the positive perception of Russian historical heritage, in students there is a request for the variability of presentation of and request for changes. This finds expression, in particular, in a positive attitude to the events of history, associated with the change, but not drastically-the revolutionary plan. With regard to the tools of information impact on young people, including those associated with the retransmission of historical experience, the task force does not accept the propaganda approach, but is quite loyal to the usual manipulative practices. Thus, the most effective instruments of influence on it, including from the point of view of the relay of the attitude to Russian history, is not direct propaganda, the dominant in the practices of the Russian authorities in 2014, and more indirect manipulation.


Вернуться назад