ИНТЕЛРОС > №1, 2018 > Представления о революции 1917 года в политическом сознании российской молодежи

Селезнева Антонина
Представления о революции 1917 года в политическом сознании российской молодежи


23 февраля 2018

Аннотация. Статья посвящена актуальной для современной политической науки и практики проблеме. Революция 1917 г. является ключевым событием истории России. Представления о ней в сознании российских граждан, в первую очередь молодежи, являются важным элементом исторической памяти. Теоретико-методологическую основу исследования составляет политико-психологический подход, который позволяет рассматривать политические представления в структуре группового политического сознания. Объектом изучения выступает политическое сознание молодежи, предметом изучения — политические представления в контексте исторической памяти. Исследование проводилось методом формализованного интервью с применением ассоциативных техник. Результаты исследования показывают, что революционные события 1917 г. вызывают у молодых людей противоречивые чувства: они испытывают к ним одновременно и положительные, и отрицательные эмоции. Событийный ряд представлений молодежи о революции достаточно скуден и стереотипен. Школьники не обладают сколь-нибудь конкретными знаниями об этих событиях, их причинах и последствиях, наиболее выдающихся деятелях. Они слабо осведомлены о том, как отражаются революционные события в произведениях культуры (литературных произведениях и кинофильмах). Уровень когнитивной сложности их представлений достаточно низкий. Это объясняется, с одной стороны, несистемным изучением истории России в школе, ориентацией на подготовку к сдаче ЕГЭ как технологического экзаменационного инструмента, а не на широкое историческое образование молодежи. С другой стороны, средства массовой информации акцентируют свое внимание в основном на отдельных исторических событиях в контексте государственных праздников или юбилейных дат. Столетие революции в этих условиях осталось на периферии информационной и культурной повестки года. При этом школьники, ориентированные преимущественно на пользование Интернетом, в большинстве своем не попадают в аудиторию даже этих немногих историко-просветительских проектов и программ. Результаты исследования в целом соотносятся с данными опросов исследовательских центров, например ВЦИОМ. Дальнейшая разработка темы исследования может быть связана с анализом представлений молодежи о наиболее значимых исторических событиях для определения их символического и идентификационного потенциала.
Ключевые слова: революция; политические представления; политическое сознание; молодежь; политиче- ская психология.


Вернуться назад