ИНТЕЛРОС > №4, 2018 > Советская модель СМИ и современные практики агитпропа

Татьяна Каминская
Советская модель СМИ и современные практики агитпропа


03 ноября 2018

Каминская Татьяна Леонидовна,
д-р филол. наук, доцент, профессор кафедры «Прикладная политология»,
Финансовый университет, Москва, Россия
tlkam1@mail.ru

Аннотация. В статье показано, как советские принципы журналистики и советского агитпропа используются в современном дискурсе в России и других странах. Автор доказывает на примерах из современных медиатекстов, что интерес к феномену советской модели журналистики у исследователей и журналистов в последнее десятилетие обусловлен рядом факторов. Это, в частности, эффектив- ность ее мобилизационной роли, мощная обратная связь с аудиторией, достижения в искусстве плака- та. В советское время за счет постоянного партийного контроля была достигнута беспрецедентная для истории прессы управляемость и охват населения страны. Статья демонстрирует, как визуальные образы советского агитпропа используются сегодня, с одной стороны, по своему прямому назначению в медиа и, с другой, как римейки в социальной жизни. Посредством метода дискурс-анализа автор выявляет потенциал советского наследия агитпропа в отдельных символических социальных практиках и в символических ресурсах целой страны. Актуальность исследования связана с трансформацией медиаполя всего мира: технологические и коммуникативные революции сегодняшнего момента побуждают различные страны искать оптимальные модели информационной политики. Перспективы исследования связаны с изучением возможного использования данного ресурса как символического капитала России. Ключевые слова: советская модель СМИ; символический капитал; пропаганда; римейк


Вернуться назад