ИНТЕЛРОС > №28, 2008 > Профессиональная реабилитация инвалидов в России

Профессиональная реабилитация инвалидов в России


13 августа 2008

Кавокин С.Н. – генеральный директор Центра социального проектирования РАЕН,
доктор социологических наук, профессор, член Координационного совета по правам ребенка при уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, инвалид второй группы.

В России складывается парадоксальная ситуация, когда на фоне профицитного бюджета и стремительного роста объема средств, получаемых страной, в первую очередь в результате высоких цен на энергоносители, положение инвалидов в стране систематически ухудшается. И если раньше все недостатки в этой сфере объясняли отсутствием средств, то теперь всем стало ясно, что дело не в средствах, а в той политике, которую в отношении инвалидов определяет Правительство России, в том числе и Минздравсоцразвития. Необходимо отметить, что в 90-х годах прошлого века Россия попыталась перейти от медицинской модели инвалидности к более прогрессивной, социальной, но, увы, этой попытки хватило ненадолго. Уже в начале этого века произошел поворот на 180 градусов, и были фактически ликвидированы даже те незначительные позитивные изменения, которые были достигнуты в 90-е годы.

Начало этим изменениям было положено принятием нового Налогового кодекса и ликвидации всех льгот для предприятий, применяющих труд инвалидов, а эти льготы на деле были единственным реальным механизмом решения проблем трудоустройства инвалидов. Видимо, авторы такой политики даже не слышали, что в условиях рыночной экономики инвалиды заведомо неконкурентны и государственный патернализм по отношению к ним абсолютно необходим. Это давно стало аксиомой во многих развитых странах, но только не в России. У нас до сих пор многие чиновники считают, что забота об инвалидах – не обязанность, а некая милость со стороны государства, а потому инвалиды обязаны униженно просить и терпеливо ждать, а не требовать и добиваться реализации своих, закрепленных во многих международных документах прав на равные с другими людьми условия жизни.

Необходимо учитывать, что профессиональная реабилитация инвалидов является одним из важнейших элементов их комплексной реабилитации, успешное проведение которой:

позволяет повысить уровень жизни инвалидов, обеспечивать семью, добиться экономической независимости;

облегчает интеграцию инвалидов в общество;

способствует не на словах, а на деле обеспечению равных возможностей для всех членов общества.

Профессиональная реабилитация сама по себе требует комплексного подхода, так как, с одной стороны, включает в себя следующие элементы:

определение профессиональных потенциальных возможностей инвалидов;

проведение их профессиональной ориентации;

осуществление профессиональной подготовки или переподготовки инвалидов;

их профессиональную адаптацию и рациональное трудоустройство.

Одновременно профессиональная реабилитация требует участия целого ряда структур, в том числе бюро МСЭ, структур, занимающихся занятостью инвалидов, структур образования, администрации региона и работодателей, применяющих труд инвалидов а также самих инвалидов. Отсутствие слаженного взаимодействия участников этого процесса является одним из препятствий создания эффективной системы профессиональной реабилитации инвалидов.

Проведенные научные исследования показали, что все попытки упорядочить работу данных структур при помощи различных координационных советов, комитетов или иных подобных образований малоэффективны. Одновременно было установлено, что повысить результативность взаимодействия структур – участников данного процесса возможно путем внедрения в работу данных структур:

единых критериев оценки состояния инвалидов, включая оценку их профессиональных потенциальных возможностей;

унифицированных технологий, позволяющих объединить данные структуры единым информационным пространством на основе применения в их работе современных информационных систем.

создания на этой основе единой системы управления данным процессом.

Получение профессионального образования молодыми инвалидами крайне важно, но оно теряет всякий смысл, если не сопровождается последующим гарантированным трудоустройством. Именно поэтому эти два вопроса необходимо рассматривать в едином комплексе и начинать надо с профессиональной ориентации, причем проводить ее еще до поступления в соответствующее учебное заведение. При этом необходимо оценивать и профессиональные потенциальные возможности инвалида с учетом имеющихся у него функциональных нарушений. Несмотря на попытки формирования ИПР (индивидуальных программ реабилитации) при прохождении инвалидами освидетельствования в бюро МСЭ, данный вопрос остается наиболее слабо проработанным, а так называемые «трудовые рекомендации», выдаваемые инвалидам, не только не способствуют, но зачастую препятствуют их последующему трудоустройству. Незамедлительное решение этого вопроса особенно актуально в отношении детей-инвалидов и молодых инвалидов, у которых впереди еще вся трудовая жизнь.

Эффективное проведение профессиональной реабилитации инвалидов невозможно без создания и широкого внедрения системы их профессиональной ориентации, учитывающей их потенциальные возможности. Именно для решения этой задачи специалистами Центра социального проектирования была разработан инструментарий в виде электронного профессиографического справочника [ Кавокин С.Н., Гаубрих Н.Ю. Комплексная экспертная система определения потенциальных возможностей и потребностей инвалидов. ЦСП РАЕН М, 2002. ], а также выпущено учебно-методическое пособие по его применению [ Кавокин С.Н., Гаубрих Н.Ю., Добровольская Т.А., Чикинова Л.Н., Шаболина Н.Б., Храпылина Л.П. Профессиональная реабилитация инвалидов. Министерство труда и социального развития. Издательство «Брат». М, 1997. ].

Существующую в настоящее время систему профессиональной ориентации практически невозможно применять в работе с инвалидами. Это побудило специалистов Центра социального проектирования РАЕН разработать новую технологию, позволяющую применять авторские экспертные системы, в том числе:

экспертную систему определения профессиональных потенциальных возможностей инвалида;

экспертную систему профессиональной ориентации;

экспертную систему определения потребности и потенциальных возможностей получения общего и профессионального образования.

Эти экспертные системы и специально разработанное программное обеспечение входит в состав нашего справочника. Решение вопросов занятости и рационального трудоустройства различных категорий населения невозможно без полноценной информации о каждой профессии. Нужны сведения об особенностях производства и технологического процесса, характере, условиях и предмете труда, степени его интеллектуальной сложности и другие характеристики, позволяющие качественно провести профориентацию и обеспечить рациональное трудоустройство человека, а главное, позволить определить доступность или недоступность той или иной профессии или рабочего места для инвалида с учетом имеющихся у него функциональных нарушений.

Совокупность этих сведений, представленная унифицированными описаниями и объединенная системой кодов, составляет содержание профессиограммы для каждой профессии. Особенно эффективно проведение профессиональной ориентации при условии создания регионального профориентационного информационного пространства, в которое включается не только перечень организаций, учреждений и иных структур, участвующих в трудоустройстве инвалидов, но и те учреждения и организации, которые осуществляют профессиональную подготовку инвалидов для их последующего трудоустройства.

Вторым по значимости фактором, отрицательно влияющим на положение инвалидов, стала практическая реализация Федерального закона №122-ФЗ 2004 г., принятого в пожарном порядке и предусматривающего комплексное изменение системы социального обеспечения различных слоев населения. Это во многом ухудшило положение всех инвалидов, но особенно негативно отразилось на возможности осуществления комплексной реабилитации детей-инвалидов. В результате проведения таких реформ дети-инвалиды с января 2005 года были поставлены в неравное положение, что противоречит статье 19 Конституции, а нормы вновь принятых в связи с этим изменений в Законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании» и других создали дополнительные препятствия к интеграции детей-инвалидов и молодых инвалидов в общество.

И наконец, третьим фактором, создающим препятствия для реализации инвалидами своего права на труд наравне с другими людьми, стали изменения в технологии освидетельствования инвалидов в бюро МСЭ. До середины 90-х годов в СССР, а в последующем и в России существовала система ВТЭК, то есть врачебно-трудовых экспертных комиссий. В соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 1995 года ВТЭК были реорганизованы в бюро МЭС. Законодательство определило коренное изменение функций данных органов, а главное, установило фактически равные основания для определения группы инвалидности практически для всех видов имеющихся у инвалида ограничений жизнедеятельности. Однако в последнее время Правительство и, соответственно, Минздравсоцразвития совершило очередной поворот и возврат к старому. На первое место среди установленных законом шести видов ограничения жизнедеятельности вновь выдвинулось ограничение способности к труду, и все бюро МСЭ дружно вернулись к привычным для себя функциям, свойственным ранее существовавшим ВТЭК, тем более что с этим был связан размер выплат, получаемых инвалидами. При том, что бюро МСЭ по такой технологии определяют лишь гипотетическую возможность трудовой деятельности, никак не связанную с реальной возможностью трудоустройства, инвалиды массово стремятся всеми правдами и неправдами получить 3 степень нарушения способности к трудовой деятельности, которая позволяет получать более высокую пенсию, но совершенно исключает их трудоустройство. То есть вместо стимуляции инвалидов к трудовой деятельности был получен противоположный результат.

Помимо морально-этических оснований заботы государства об интеграции инвалидов в общество, для этого имеются и веские экономические основания. С одной стороны, эффективная трудовая деятельность, потребность в которой, по данным исследований, проведенных Санкт-Петербургским институтом проблем МСЭ и реабилитации инвалидов, имеют 59,4% (более 8 млн.) инвалидов, позволяет им значительно повысить свой жизненный уровень, добиться некоторой экономической независимости, интегрироваться в общество. А с другой – трудоустройство инвалидов позволяет увеличить налоговые поступления в бюджет, компенсировать дефицит рабочей силы на рынке труда. Однако все это до настоящего времени совершенно не учитывается при формировании государственной политики в отношении инвалидов.

Проведенные Санкт Петербургским институтом проблем МСЭ и реабилитации инвалидов исследования показали, что профессиональная реабилитация инвалидов находится в критическом состоянии. Если в начале 90-х годов в стране работало 86% инвалидов 3 группы и 25% инвалидов 1-й и 2-й группы, что в целом составляет свыше 55% всех инвалидов, то сейчас, по различным данным, работает не более 12–15%. При этом в профориентации нуждается 29,1% (свыше 4,3 млн.) инвалидов, в обучении – 9,6% (свыше 1,4 млн.), в профессиональной подготовке и переподготовке – 13,9% (свыше 2,0 млн.), в трудовой адаптации – 25% (свыше 3,7 млн.). Одновременно около 80% инвалидов трудоспособного возраста могут и, главное, хотят работать, но реализовать свое право на труд не в состоянии, так как государство фактически самоустранилось от решения этой проблемы. Продолжая взятый в начале XXI века курс на изменение политики в отношении инвалидов, чиновники не только не принимают эффективных мер для трудоустройства инвалидов и поддержки данного процесса со стороны государства, но даже закон о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов хотят представить как дополнительный налог на предпринимателей и выступают против его реализации. А ведь для того, чтобы этот закон не использовался недобросовестными предпринимателями в своих эгоистических интересах, достаточно было ввечти лишь еще одну дополнительную форму бухгалтерской отчетности.

В соответствии со ст. 18 «Стандартных правил», утвержденных ООН термин «нетрудоспособность» означает утрату или ограничение возможностей участия в жизни общества наравне с другими. Он предполагает отношение между инвалидом и его окружением. Этот термин применяется с целью подчеркнуть недостатки окружения и многих аспектов деятельности общества, в частности, в области информации, связи и образования, которые ограничивают возможности инвалидов участвовать в жизни общества наравне с другими. Недостатки именно окружения, а не инвалида.

Нынешняя система жестко привязывает группу инвалидности, которая определяет уровень пенсии по инвалидности, а также выплаты с учетом степени ограничения способности к труду, к тому, может ли гипотетически быть трудоустроен инвалид или нет. В подавляющем большинстве случаев, если Бюро МСЭ допускает возможность трудоустройства инвалида, оно устанавливает ему 3-ю группу инвалидности, что значительно уменьшает объем пенсии и дополнительных выплат. В основе такого развития социальной политики, ущемляющей интересы инвалидов, лежит непрофессионализм лиц, принимающих решения, определяющие судьбы значительного числа граждан России. По самым приблизительным подсчетам, в стране проживает свыше 15 миллионов инвалидов, а с учетом членов их семей, которых также затрагивает эта политика, от нее страдают более 35 миллионов, то есть почти четверть населения страны.

При этом в обществе, а главное, у тех, кто определяет направления развития социальной политики, сформировалось устойчивое мнение, что для удовлетворения потребностей инвалидов достаточно выплачивать им незначительную пенсию. Это полностью исключает возможность проведения эффективной реабилитации инвалидов и противоречит многим международным документам, в первую очередь Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых в 1993 г. ООН.

У инвалидов в связи с имеющимися у них устойчивыми нарушениями функций организма образуются дополнительные потребности, для удовлетворения которых требуются дополнительные средства. При этом уровень пенсионного обеспечения подавляющего большинства инвалидов настолько мал, что он не может покрыть даже эти дополнительные потребности, возникшие в связи с инвалидностью. Без понимания этого невозможно сформировать внятную социальную политику в отношении инвалидов.

В России инвалиды не рассматриваются как полноправные субъекты рынка труда и вопросам их профессиональной реабилитации не уделяется должного внимания. Даже существующие нормативные акты, как правило, не выполняются. Это получило официальное подтверждение в материалах «О результатах проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти федеральных законов, регулирующих вопросы профессиональной переподготовки военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, увольняемых с государственной службы в связи с увечьем, полученным при выполнении воинского и служебного долга», проведенной Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации в 2004 году. По результатам проверки положение с профессиональной переподготовкой и трудоустройством инвалидов военной службы и сотрудников правоохранительных органов, потерявших трудоспособность в условиях боевых действий и при исполнении служебного долга, оценивается как неудовлетворительное. Такую же оценку можно поставить и состоянию профессиональной реабилитации всех категорий инвалидов.

Все это настоятельно требует реформирования все системы медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации инвалидов в целом, так как без коренных изменений добиться улучшения положения инвалидов невозможно. При этом, безусловно, требуется коренное изменение всей системы на основе принципов, заложенных в международных документах, а не латание дыр в социальной политике.

Прежде всего, необходимо начать воспринимать инвалидов как полноправных членов общества, людей, которые обладают наравне с другими всей совокупностью прав и обязанностей, имеющихся у граждан России. У любого цивилизованного общества существуют обязанности в отношении своих членов, которые в силу различных причин (старости, инвалидности и т.д.) не в состоянии обходиться без посторонней поддержки. Но при этом общество не должно диктовать при определении совокупности потребностей инвалидов и путей их удовлетворения – оптимальных с точки зрения не самих инвалидов, а других членов общества. Такой подход позволит сформировать социальную политику государства в отношении инвалидов на основе партнерских отношений, то есть и у инвалида, и у общества будут взаимные права и обязанности.

В подавляющем большинстве стран вообще не существует понятия «группа инвалидности». Потребности инвалидов в реабилитационных мероприятиях определяются в зависимости от имеющихся у них устойчивых нарушений функций организма, и их финансирование осуществляется в рамках разрабатываемых индивидуальных программ реабилитации. При этом финансирование мероприятий ИПР не связано с уровнем начисленной инвалиду пенсии. Одновременно на размер финансирования мероприятий ИПР не влияет получение инвалидом заработной платы при его трудоустройстве, за исключением случаев, когда удалось добиться полной реабилитации инвалида. Это стимулирует инвалидов к трудоустройству и упрощает их интеграцию в общество.

Подобный подход определялся Законом о социальной защите инвалидов в Российской Федерации 1995 года, но его вплощение вначале тормозило отсутствие системы его реализации, а затем и полностью заблокировало изменение социальной политики в отношении инвалидов. В основе этих изменений лежит резкое снижение финансирования реабилитационных мероприятий и передача их финансирования на региональный уровень. При этом инвалиды зачастую лишаются финансирования даже тех реабилитационных мероприятий, которые являются для них жизнеобеспечивающими или резко повышающими их социальный статус.

Во-вторых, до сих пор в России сохраняется самостоятельная система государственных органов – бюро медико-социальной экспертизы, которые определяют статус инвалида и должны разрабатывать для них ИПР. Такой системы практически нет ни в одной развитой стране. Очевидно, что никто лучше лечащего врача не знает фактическое состояние инвалида, и поэтому в большинстве стран именно лечащий врач играет ведущую роль в определении статуса инвалида, а формирование ИПР происходит уже в других структурах, которые в последующем активно участвуют в их реализации и контроле выполнения. Переход на такую систему, с одной стороны, позволит значительно сократить армию чиновников от медицины и частично восполнить существующий дефицит врачей, а с другой – снимет дополнительный стресс, возникающий у инвалидов при посещении бюро МСЭ. Такой переход можно осуществить достаточно быстро и безболезненно, особенно при внедрении в работу медицинских учреждений разработанных Центром социального проектирования РАЕН специальных компьютерных программ и унифицированных технологий, тем более что во многих лечебных заведениях уже существует для этого все предпосылки, включая должность заместителя руководителя по клинико-экспертной работе.

В-третьих, давно пора понять, что во всем мире цивилизованные страны проявляют в отношении инвалидов определенный патернализм, создавая условия для их интеграции в общество. Ранее в России существовала система, призванная облегчить трудоустройство инвалидов. Одной из составляющих этой системы было предоставление предприятиям, применяющим труд инвалидов, льгот по налогам на добавленную стоимость, прибыль, имуществ и т.д. Мотивацией правительства по отмене льгот служило якобы их несоответствие требованиям рыночной экономики. Однако Правило 16 «Экономическая политика» Стандартных правил обеспечения равных возможностей инвалидам, принятых ООН, определяет, что именно государство несет финансовую ответственность за осуществление национальных программ и мер, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов. В соответствии с этими правилами:

государствам следует включать вопросы, касающиеся инвалидов, в регулярные бюджеты всех национальных, региональных и местных государственных органов;

государственным, неправительственным и другим заинтересованным организациям следует сотрудничать друг с другом в целях оказания поддержки проектам и мерам, связанным с инвалидами;

государствам следует рассмотреть вопрос об использовании экономических мер (ссуд, освобождения от налогообложения, целевых субсидий, специальных фондов и т.д.) в целях стимулирования и оказания поддержки равноправному участию инвалидов в жизни общества;

во многих государствах было бы, очевидно, целесообразно создать фонд помощи инвалидам, который мог бы оказать поддержку различным экспериментальным проектам и программам самопомощи на низовом уровне.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поэтому без реформирования сложившейся системы комплексной реабилитации инвалидов с учетом современных требований и международных стандартов невозможно добиться выполнения Конституции и реального улучшения положения инвалидов.

Исследования показали, что невозможно эффективно осуществлять профессиональную реабилитацию инвалидов без внедрения системы создания и сохранения совокупности рабочих мест для их трудоустройства, а это требует особого внимания со стороны государства, а также применения всей совокупности мер по формированию рынка труда инвалидов.

При трудоустройстве инвалидов необходимо гибко применять пока еще сохраненные способы повышения заинтересованности руководителей предприятий в трудоустройстве инвалидов и самих инвалидов.

Такими приемами и методами могут стать:

Активное внедрение системы квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Потенциал этого способа используется еще не в полной мере, так как, с одной стороны, отсутствуют полноценные данные о рабочей силе из числа инвалидов с оценкой их профессиональных потенциальных возможностей, а с другой – отсутствуют данные о доступности рабочих мест инвалидам с различными функциональными нарушениями, включенных в систему квотирования. Разрешить эти проблемы поможет создание реестров как инвалидов, проживающих в регионе, с внесением в него характеристик функциональных нарушений по методике, разработанной специалистами Центра социального проектирования РАЕН, так и рабочих мест, предназначенных для их трудоустройства, с внесением в него характеристик, полученных в результате проведения инвентаризации и обследования рабочих мест.

Финансирование создания новых, дополнительных рабочих мест и переоборудования уже существующих рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, с созданием механизма их сохранения на рынке труда инвалидов.

Создание дотационных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Размещение на предприятиях, применяющих труд инвалидов, социальных заказов с изменением существующей системы проведения тендеров. Учитывать при проведении тендеров социальную эффективность использования труда инвалидов и так называемый «двойной эффект» использования бюджетных средств.

Создание и развитие системы дистанционного трудоустройства инвалидов с использованием IT-технологий и оснащение надомных рабочих мест инвалидов, в первую очередь маломобильных, но обладающих сохранным интеллектом, программно-компьютерными комплексами с выходом в Интернет.

Создание механизма резервирования определенных рабочих мест и профессий для замещения работниками из числа инвалидов.

Содействие созданию системы индивидуальных предприятий различных форм собственности (ИЧП, ПБОЮЛ, ООО и т.д.), учредителями которых являются инвалиды.

Создание системы содействия сбыту продукции, производимой на предприятиях, применяющих труд инвалидов.

Организуя профессиональную реабилитацию инвалидов, надо учитывать, что профессиональное обучение инвалидов, а также создание рабочих мест для их трудоустройства не только представляет интерес для самих инвалидов, но и экономически выгодно государству. Так, расчеты, проведенные специалистами Московского технического университета им. Баумана, показали, что инвестиции на обучение в течении семи лет инвалида в данном университете полностью окупаются за счет выплаты ими налогов после трудоустройства всего за четыре года (при уровне заработной платы около 15 000 руб. в месяц), а в течение последующих трех-четырех лет происходит погашение расходов на пенсию, полученную студентами-инвалидами за период учебы. Годовые инвестиции в образование инвалидов окупаются за счет налогов в бюджет фактически за 6,85 месяцев трудовой деятельности, а с учетом получаемой студентом-инвалидом за этот период пенсии – примерно за один год. Еще более эффективны инвестиции в образование студентов-инвалидов, обучающихся в Международном независимом эколого-политологическом университете (Москва), осуществляющем программу обучения данной категории студентов, проживающих в Московской области и г. Москве. Расчеты показывают, что годовые инвестиции в образование студентов-инвалидов практически окупаются за 4 месяца трудовой деятельности выпускников, а с учетом получаемой ими за год обучения пенсии – за 0,9 года.

К сожалению, до настоящего времени в нашей стране не проводилось фундаментальных комплексных научных исследований экономической эффективности создания и сохранения рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Отчасти благодаря этому в обществе, а главное в структурах, определяющих социальную политику в отношении инвалидов, сложилось весьма ошибочное представление о том, что создание или переоборудование рабочих мест для трудоустройства инвалидов требует огромных финансовых ресурсов. Основанием для утверждения об ошибочности сложившегося мнения могут стать результаты исследований, проведенных в США, в результате которых были получены следующие данные:

69% инвалидов не нуждаются в специальных условиях для выполнения своих служебных обязанностей;

В 70% случаев трудоустройства инвалидов создание специальных условий обходится не дороже 500 долларов США, в том числе: в 50% – не более 50 долларов США, в 20% – от 51 до 500 долларов США;

В 17% случаев трудоустройства инвалидов создание специальных условий обходится от 501 до 1000 долларов США;

И лишь в 13% эти затраты превышают 1000 долларов США.

Нам представляется, что в условиях России данные затраты могут быть больше, особенно с учетом того, что доступная среда для инвалидов в условиях нашей страны менее развита, чем в США, но все же они будут не столь огромны, как это представляется многим.

Реализация описанных выше подходов и расчетов требует существенного совершенствования существующей системы комплексной реабилитации инвалидов, и в первую очередь детей-инвалидов. Именно поэтому Центром социального проектирования РАЕН была разработана Концепция совершенствования системы медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов, которая была включена в Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации» 2006 года [ Приложение № 6 к Специальному докладу. ].

В заключение мне хотелось бы заострить внимание на том, что бездумное проведение политики, фактически направленной на выдавливание инвалидов с рынка труда и препятствующей их трудоустройству, уже привело к тому, что за последние 10 лет потеряли работу как минимум 5,5 млн. инвалидов. Одновременно в результате этого бюджеты различного уровня потерял как минимум 5,5 млн. налогоплательщиков и только в 2008 году не менее 27 миллиардов рублей ежемесячных налоговых поступлений, что составит не менее 327 млрд. рублей за год. И это при том, что в бюджете 2005 году на социальную политику было предусмотрено ежемесячно 13,94 млрд. руб., а на здравоохранение и спорт – всего 7,137 млрд. руб. Благодаря этому вместо 5,5 млн. налогоплательщиков страна получила 5,5 млн. иждивенцев, которым выплачивает в виде пенсий не менее 22 млрд. руб. ежемесячно, не получая взамен ничего, хотя и можно было бы полностью компенсировать эти затраты за счет налогов работающих инвалидов.

Таким образом, хотелось бы пожелать всем, кто определяет социальную политику в отношении инвалидов, проживающих в России,

во-первых, придерживаться выработанных мировым сообществом прогрессивных морально-этических норм, в соответствии с которыми инвалиды являются полноправными членами общества и имеют все права, присущие остальным гражданам страны, в том числе и право на труд, даже если их трудоустройство требует со стороны общества определенных первичных затрат;

во-вторых, научиться спокойно воспринимать и учитывать при принятии решений тот факт, что обществу и государству экономически выгоднее иметь работающего инвалида-налогоплательщика, чем неработающего инвалида-иждивенца;

в-третьих, учитывать, принимая решения в отношении инвалидов, особенно тех, кто стал инвалидом в трудоспособном возрасте, что эти граждане России уже сделали значительный вклад в развитие страны, в том числе и выплатив в виде налогов в бюджет государства огромные суммы, а потому имеют полное право на внимание к своим нуждам со стороны государства и общества;

в-четвертых, постоянно помнить о том, что, по обоснованному мнению специалистов Канадского института проблем инвалидов, инвалидность – такая же стадия жизни человека, как и молодость, зрелость, старость и при прочих условиях все люди становятся инвалидами, просто в силу тех или иных причин это происходит в разные сроки жизни, а значит, у всех, в том числе и у тех, кто сейчас принимает эти решения, имеется большая перспектива пополнить ряды инвалидов и в полной мере вкусить, как и нам, все «прелести жизни» в этом качестве.


Вернуться назад