ИНТЕЛРОС > №28, 2008 > Архангельские инвалиды уповают на нового губернатора

Архангельские инвалиды уповают на нового губернатора


13 августа 2008
В настоящее время в Российской Федерации проживает более 13 миллионов инвалидов, в том числе в Архангельской области свыше 100 тысяч.

Когда я спросил правозащитников, занимающихся правами инвалидов в Архангельской области, как они оценивают результаты своей деятельности и они ответили, что топчутся на месте, мне оставалось лишь удивиться такой необычной откровенности. «А что может сделать общественная организация, если власть стоит на месте? – развел руками один из них. – Только топтаться на месте вместе с ней». На «пресловутом» Западе государство финансирует общественные организации. Общественные организации занимаются правами и проблемами инвалидов, начиная «вести» каждого из них с самого детства и до смерти либо до того момента, когда инвалид становится самостоятельным и независимым. Получает образование, профессию и свое место в жизни. В России с самого детства человек с ограниченными возможностями практически не может встроиться в общественную среду: получить среднее образование – проблема, несмотря даже на высокий интеллектуальный уровень инвалида; устроиться на работу – практически невозможно.

Архангельские инвалиды незаметны в обществе, как лесные звери близ туристической поляны. Они не появляются на сессиях законодательных собраний, в барах и ресторанах, их не встретить в библиотеках и почти не видно в образовательных учреждениях. Лишь изредка у магазинов и торговых центров, а также у центрального рынка можно увидеть человека на инвалидной коляске с пластиковой баночкой в руках. Он молча просит милостыню.

Возможно, так обстоят дела в большей части регионов России. Возможно, не везде хватает пандусов и оборудованных подъемниками пассажирских автобусов. Не исключаю, что и в других регионах нашей страны отношение к инвалидам в обществе далеко от толерантного. Уверен, что в 99% случаев на ребенка без ноги неприязненно указывают пальцем. Наверняка не только в Архангельской области к ним относятся как к лишним людям. Но в Архангельской области целых четыре года власть никак не пыталась улучшить положение людей с особенностями в развитии или ограниченными возможностями. Архангельские правозащитники связывают это прежде всего с региональной властью. И приход в Архангельск нового, назначенного президентом губернатора дает надежду председателю Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области Николаю Мякшину, по словам которого Союз за последние четыре года занимался лишь тем, что «отстаивал завоеванное ранее».

– Около четырех лет назад мы инициировали проведение координационного комитета по делам инвалидов, на котором решили принять концепцию государственной политики в защиту прав инвалидов в Архангельской области, но, к сожалению, те мероприятия, которые были запланированы, администрацией области не реализовались, – констатирует Мякшин.

– Как вы сами проанализировали бы деятельность вашей организации, которая занимается правами инвалидов?

– Можно констатировать, что за последние четыре года мы не продвигаемся вперед, а стоим на месте. Нет прогресса. Это касается и ситуации с училищем-интернатом, когда администрация области решила его ликвидировать без согласования с общественностью. Училище удалось отстоять, прокуратура провела проверку и констатировала: действия администрации области неправомерны. Губернатор получил представление прокурора. Можно вспомнить, как мы защищали здание медико-социальной экспертизы. Защитили успешно. Администрации области хотела отменить и закон о занятости инвалидов, чтобы ввести новый, который ничего не решал бы, а, наоборот, только ухудшил бы ситуацию с занятостью инвалидов в регионе.

– Но хоть в чем-то прогресс должен быть?

– Единственное, что нам удалось, если говорить о каком-либо прогрессе, это принятие закона об образовании. Мы убедили Департамент образовании, и нам пошли на встречу. Департамент – единственный в России – принял повышенный нормативный коэффициент подушевого финансирования для тех школ, которые занимаются образованием инвалидов. Коэффициент сейчас выше в четыре раза, чем в обычных школах.

– В чем же дело, почему у власти такое отношение к проблемам инвалидов? Можно допустить, что в нашей стране далеко не везде дела с положением инвалидов складываются положительно, но из ваших слов следует, что в регионе полный застой, по меньшей мере в последние четыре года.

– Когда меня спрашивали, как я оценил бы социальную политику администрации Архангельской области в отношении инвалидов, я отвеалл: «Резко отрицательно!» Вообще, для меня очень странно, что чиновники сразу же начинают подстраиваться к вновь назначенному губернатору. Губернатор Ефремов любил фестивали – в области они проходили с завидной регулярностью, Киселев любил спорт – решались проблемы со спортом, строились крупные спортивные комплексы, стадионы. Надеюсь, что новый губернатор все же обратит внимание на положение инвалидов, и проблемы с занятостью, образованием и доступностью общественной среды будут у нас решены. Власть должна решать проблемы общества в комплексе, а не по личным интересам.

– На что, по-вашему, прежде всего сейчас, со сменой региональной власти, необходимо обратить внимание в отношении инвалидов?

– Как я уже сказал, это три основных направления: в Архангельской области нет комплексных целевых программ, которые решали бы основные проблемы инвалидов, связанные с трудоустройством, образованием и социальной доступностью. Это те три проблемы, которые предстоит решать новому главе администрации.

Отношение к инвалидам в обществе по-прежнему оставляет желать лучшего. Образовательные учреждения региона еще не скоро станут физически доступны для обучения детей с ограниченными возможностями. Не готовы педагоги, ученики, родители здоровых детей с настороженностью относятся к идее совместного обучения их чад с детьми-инвалидами. Да и родители детей-инвалидов тоже не готовы к этому. Николай Мякшин считает, что если прямо сейчас заняться ломкой стереотипов, то лишь через 15–20 лет люди начнут принимать инвалида как равного члена общества. Но начинать, по его мнению, необходимо с детского садика, школы. Тогда новое поколение здоровых людей и инвалидов будет смотреть друг на друга другими глазами.

Елена Шинкарева заведует правовым центром Архангельской региональной организации Всероссийского общества глухих. Более полугода назад она стала координатором проекта «Юридическая защита прав инвалидов в действии» и занимается теперь не только правовыми вопросами людей с ограниченным слухом или глухих, но и с другими ограничениями здоровья.

– Как показала наша работа, люди с инвалидностью очень сильно нуждаются в юридической помощи и юридической защите, – говорит Шинкарева. – Обращения к нам людей показывают, что у нас в стране две основные проблемы: недостаток законов и недостаток практики их применения. С практикой все понятно – ее нужно нарабатывать. У нас есть Конституция и есть закон о социальной защите инвалидов и тому подобные, но на самом деле мы видим, что закона недостаточно. Необходимо создавать реальный механизм действия законодательства. В противном случае дискриминация инвалидов как была, так и останется.

Например, в законе о социальной защите инвалидов сказано, что доступность для инвалидов должна быть обеспечена, но не сказано, кем и за чей счет, каким образом и из каких источников должны находиться средства, чтобы реализовать это положение. Давайте посмотрим, что происходит у нас в городе с доступностью среды. Это страшное унижение человека, когда в большом магазине или официальном здании много лестниц, по которым не только инвалид, но и просто пожилой человек пройти не в состоянии. Есть положение, по которому ребенок-инвалид имеет право учиться по месту жительства, но на практике непонятно, как это возможно, если нужно подниматься по лестницам. В областном центре, не говоря уже о малых городах области, в считанных зданиях есть пандусы.

– С какими проблемами чаще всего обращаются в ваш правовой центр?

– Это проблемы дискриминации, нарушения трудовых прав, много проблем в сфере жилищных отношений, неисполнение судебных решений. Есть проблемы с получением санаторно-курортных путевок – люди годами стоят на очереди и ничего не получают.

– Недавно принята Конвенция ООН о правах инвалидов. Если Россия подпишет и ратифицирует ее, положение инвалидов изменится?

– Подписание Россией Конвенции ООН о правах инвалидов означает, что мы должны будем пересмотреть и федеральные законы, и региональные, прежде всего с точки зрения доступности среды, в которой человек может жить, свободно развиваться, найти себе работу, свободно выбрать себе образовательное учреждение и так же свободно учиться в нем. Люди, занимающиеся правами инвалидов, сейчас с нетерпением ждут, чтобы Российская Федерация присоединилась к конвенции не на словах, а на деле – тогда изменится многое.

Как известно, реабилитация инвалида состоит из трех частей: медицинской, социальной и профессиональной. Если медицина еще как-то занимается инвалидами, а в социальной сфере существенную помощь оказывают общественники, то профессиональной реабилитацией органы власти в регионе практически не занимаются. Об этом говорит и председатель Архангельской городской организации Всероссийского общества инвалидов, руководитель только что появившегося на свет проекта «Бизнес-инкубатор для профессиональной работы и трудоустройства инвалидов» Владимир Старков:

– По закону предприятия с численностью сотрудников более ста человек обязаны трудоустраивать инвалидов. Всем им установлена квота. В нашей области эта квота составляет три процента от числа работающих на предприятии. Таких предприятий у нас свыше 700, а в центре занятости состоит более тысячи инвалидов, желающих работать.

– Не сложно подсчитать, что все инвалиды, стоящие на учете в центре занятости, должны быть свободно трудоустроены?

– Да, но закон носит чисто декларативный характер. Центр занятости не отправляет инвалидов в счет квоты предприятий, а только на вакансии, которые объявляются самим предприятием.

– Во всем мире уже поняли, что лучше трудоустроить инвалида, чем тратить бюджетные деньги, деньги налогоплательщиков на его содержание. У нас государство от этого, кажется, далеко, поэтому и возникают организации, подобные вашей. В чем суть работы бизнес-инкубатора для инвалидов?

– Начнем с того, что нам удалось получить федеральное финансирование на создание бизнес-инкубатора по одной из немногих правительственных программ. Конечно, мы не решим проблему трудоустройства, но можем помочь дать возможность инвалидам работать. Люди, которые хотели бы вести самостоятельную предпринимательскую деятельность, могут рассчитывать, например, на то, что мы возьмем на себя начальные затраты на бизнес, то есть фактически поможем с начальным капиталом. Кроме того, по желанию инвалида мы можем освободить его от ведения бухгалтерии и юридических вопросов, естественно, за какие-то деньги от его предпринимательской деятельности. Но это будут не те деньги, которые он потратил бы на содержание бухгалтера или юриста.

– В стране вроде бы немало денег. В чем, по-вашему, причина такого бедственного положения в сфере трудоустройства инвалидов?

– Вопрос риторический. Но если говорить о том же центре занятости, который не направляет инвалидов на работу в счет законной трехпроцентной квоты, то по-человечески я их понимаю: у них свои отношения с работодателями, которые не хочется портить, заставляя силой брать на работу людей с ограниченными возможностями. А что касается денег, позволю себе немного пофилософствовать и посчитать. С каждым годом проблемами инвалидов вроде бы занимается все больше людей. Вот вспомните советские годы, когда в райсобесах было две бабушки и один начальник, которые занимались абсолютно всем. Теперь у нас есть областной пенсионный фонд, городской пенсионный фонд, в каждом округе отделение пенсионного фонда, отделение социальной защиты, множество отделений социальной работы и еще масса дополнительных служб. Если прикинуть и все деньги, на которые содержатся эти чиновники, просто отдать инвалидам, у каждого была бы своя собственная поликлиника!

Зато у инвалидов области есть общественники. В регионе с разным успехом работает свыше 50 общественных организаций инвалидов, объединяющих в своих рядах около 20 тысяч человек, представляющих интересы 100 тысяч инвалидов. Несмотря на такую, казалось бы впечатляющую, статистику, общественники не всегда могут помочь своим членам и клиентам. Основная причина, по мнению правозащитников, – несовершенство регионального законодательства, нехватка ресурсов и недостаточная поддержка государственных органов и органов местного самоуправления организаций инвалидов.

Повторимся, инвалиды области сейчас возлагают большие надежды на новую власть. 16 апреля на заседании Союза общественных объединений инвалидов принято обращение в адрес нового главы администрации области Ильи Михальчука и председателя областного Собрания депутатов Виталия Фортыгина. В частности, члены Союза выразили обеспокоенность тем, что «права инвалидов могут быть значительно нарушены при монетизации натуральных льгот по жилью и коммунальным услугам с 1 января 2009 года». Правозащитники, понимая важность и неизбежность перехода от натуральных льгот к денежной компенсации, призывают депутатов и администрацию Архангельской области ответственно подойти к принятию Закона «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан». Члены Союза предлагают при разработке проекта постановления главы администрации о Порядке реализации закона «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» администрацией Архангельской области, предусмотреть: 1) включение в состав рабочей группы по разработке Порядка реализации закона представителей Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области; 2) дифференцированный подход к денежной компенсации в зависимости от объема оказываемых инвалиду услуг коммунальными предприятиями; 3) обеспечение контроля и прозрачности начисления и выплаты денежной компенсации инвалиду через сохранение формы квитанций для льготников, которая действует в настоящее время, с указанием в квитанции суммы льготы, предоставляемой инвалиду; 4) разработку механизма, обязывающее каждое коммунальное предприятие и управляющую компанию вести реестр оказываемых услуг инвалидам и другим льготникам, с обязательным указанием в квитанции по предоставлению услуги суммы насчитываемой льготы, которая будет выплачена индивидуально каждому через систему Департамента социальной защиты населения.

Члены Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области считают, что только при выполнении этих условий не будет допущено нарушение прав граждан на получение существующих мер социальной поддержки. Размер компенсаций, которые будут перечисляться гражданам, не должен быть меньше тех сумм, на которые в настоящее время уменьшается для получателей мер социальной поддержки плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

На момент подготовки материала региональная власть не отреагировала на обращение Союза. А значит, инвалидам остается лишь надеяться, как обычно, на собственные силы, упорство и поддержку не власти, а общества.


Вернуться назад