Журнальный клуб Интелрос » Индекс » №29, 2009
В контексте общей дискуссии на тему «Существует ли гражданское общество в России?» представляется интересным выявить, существует ли гражданское общество в Интернете и какое оно, как соотносятся тенденции в развитии НКО в реальной жизни и их «след» в виртуальной плоскости. Существуют ли особенности Интернет-деятельности НКО общероссийского, регионального и городского масштаба? Для поиска ответов на эти вопросы мною были использованы возможности Всемирной сети (поисковые системы, ссылки), анализ вторичных источников, а также глубинные интервью с лидерами НКО.
Развитие общества как информационного ставит вопросы соотношения реального-виртуального и их взаимовлияния. По мнению М. Кастельса, сегодня зарождается новая культура – «культура реальной виртуальности». Эффекты новых технологий охватывают все виды человеческой деятельности, информационная технология инициирует сетевую логику изменений социальной системы, информационно-технологическая парадигма основана на гибкости, когда способность к реконфигурации становится «решающей чертой в обществе» [ Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [online]. Date of access: 18.09.2008. . ]. Это все усиливающееся погружение общества в сеть Всемирной паутины замечают многие исследователи, акцентируя внимание на смещении индивидуальной активности из реальной плоскости в виртуальную.
Можно предположить, что виртуализации не могут быть подвержены в одинаковой степени все сферы жизни общества. Существуют области, где это невозможно и вовсе. Там, где речь идет о непосредственном взаимодействии с людьми, необходимости высокой степени доверия и наличии эмоционально-психологической поддержки, реальные коммуникации всегда окажутся предпочтительнее виртуальных и не могут их заменить в полной мере. Организации гражданского общества, работающие непосредственно с людьми, в связи с тенденцией виртуализации имеют опасность и вовсе оторваться от своей клиентской группы. В сегодняшних условиях нарастающего недоверия людей в обществе (по данным Левада-Центра [ Гудков Л. Массовое сознание относится к структурам гражданского общества весьма настороженно или противоречиво // Гражданское общество: настоящее и будущее. М., 2007. С. 19. ]) и невысокой степенью доверия некоммерческим организациям общение, опосредованное безличной сетью, вне возможности реально видеть, слышать, «считывать» информацию через невербальные способы общения, может породить еще большее недоверие в обществе. Ряд ученых считают виртуализацию следствием возникших «пробелов» в социальной реальности. Общество стремится создать параллельные миры, не найдя удовлетворения в настоящем. «Общее представление о феномене замещения реальности образами позволяет разрабатывать собственно социологический подход: не компьютеризация жизни виртуализирует общество, а виртуализация общества компьютеризирует жизнь. Именно поэтому распространение технологий виртуальной реальности происходит как киберпротезирование. Оно вызывается стремлением компенсировать с помощью компьютерных симуляций отсутствие социальной реальности» [ Иванов Д. Виртуализация общества. СПб., Петербургское востоковедение, 2000. С. 63. ]. Как видим, параллельно существуют две тенденции: Интернет как средство и способ развития социальной реальности, с одной стороны, и как средство и способ ухода от нее – с другой.
Анализ Интернет-ресурсов НКО невозможен без учета общих тенденций в развитии Интернета в целом и реальной ситуации, сложившейся в некоммерческом секторе. В докладе «О состоянии гражданского общества РФ» за 2007 г., подготовленном Общественной палатой РФ на основе анализа ряда социологических опросов (ФОМ, «Социологическая мастерская Задорина» (группа ЦИРКОН), ГУ ВШЭ и др.), представлены следующие характеристики развития гражданского общества в России: более половины россиян не знают о том, что такое некоммерческая организация; участие граждан в общественной жизни остается низким и пока не является нормой жизни (даже добровольчество и личная благотворительность не рассматриваются россиянами как гражданская активность); развитие некоммерческих организаций в разных частях страны находится на разном этапе; изменение законодательства, регулирующего деятельность НКО, не всегда способствует развитию сектора; финансирование деятельности НКО происходит в основном за счет государства и институциональных доноров, а не средств граждан [ Доклад Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации», 2007 [online]. Date of access: 18.09.2008. . ]. Эти выводы ОП РФ сделаны на фоне реального сокращения как числа самих НКО, так и сокращения бюджетов работающих организаций. Оценивая эти факты, а также обобщая результаты своих наблюдений, эксперты приходят к выводу, что «российское гражданское общество в целом еще слабо развито, особенно если сравнивать с другими странами. И дело не в количестве организаций, а в реальном участии в них населения. В России около 10 млн. человек – каждый десятый дееспособный гражданин – вовлечено в те или иные формы гражданской активности, выходящие за порог собственной квартиры или рабочего места. В развитых странах эта доля колеблется от трети до половины населения» [ Кузьминов Я. «Тоталитаризма не будет» [online]. Date of access: 18.09.2008. . ].
Что касается состояния и тенденций развития Интернета, то эксперты отмечают, что в последнее время стабилизировался рост числа пользователей Рунета. Все, кто имел компьютеры, уже подключились к Интернету, а для дальнейшего роста необходима компьютеризация населения. Вместе с этим возросли количество трафика и скорость доступа, связанные с повышением требований пользователей к скачиванию «тяжелого контента» – видео, музыка и т.д. [ Арестова О., Бабанин Л., Bойскунский А. Мотивация пользователей Интернета [online]. Date of access: 18.09.2008. . ].
Попытки осмыслить, проанализировать Интернет-деятельность НКО предпринимались прежде всего самими лидерами некоммерческого сектора в порядке саморефлексии с целью обобщения успешного опыта и усовершенствования активности сектора в освоении новых возможностей Всемирной паутины. Публикация «Питерские НКО в Интернете – глазами пользователя» Д. Антонюка и Н. Цымбаловой была сделана на основе предварительных результатов исследования некоммерческих Интернет-ресурсов Санкт-Петербурга в 2005 г. [ Негосударственные некоммерческие организации в Санкт-Петербурге //Информационно-аналитический отчет. Материалы к Форуму «Социальный Петербург: новые решения, 2005». СПб., ЦРНО, 2005. С. 99. ]. Исследование потребностей российского некоммерческого сообщества в создании Интернет-сообществ и реализации сетевых проектов проводилось в 2000–2001 гг. сотрудниками Виртуального ресурсного центра для НКО в рамках проекта по созданию системы поддержки Интернет-сообществ и сетевых проектов. Проект финансировался программой «Партнерства в некоммерческом секторе» (CAF) [ Виртуальный ресурсный центр для НКО [online]. Date of access: 18.09.2008. . ]. Исследование, проведенное межрегиональной группой «Правозащитная сеть» по теме «Стратегии реагирования на преследования активистов российских НПО» [ Межрегиональная группа «Правозащитная сеть». Стратегии реагирования на преследования активистов российских НПО [online]. Date of access: 18.09.2008. . ], интересно тем, что проект имеет значение как опыт проведения он-лайновых исследований и дискуссий. Авторы этих исследований приходят к выводу, что Интернет становится важным инструментом в деятельности НКО.
В целом надо отметить, что Интернет-ресурсы некоммерческого сектора еще недостаточно изучены. Трудности исследования связаны не только с отсутствием достаточного внимания со стороны научного сообщества, но и с «текучестью» самого объекта исследования. Многие следы пребывания НКО в сети утрачены, т.к. информация не архивировалась. Жизнь Интернета так же быстротечна, как и реальность.
Становление некоммерческого сообщества в Интернете можно отнести к началу 1990-х годов. Это связано с периодом наиболее интенсивного его развития в реальности. Начало и середина 1990-х годов для многих НКО являются датой их рождения. В контексте зарождения самостоятельных организаций, независимых СМИ, институтов представительной власти заявить о себе – было важным атрибутом только становящейся деятельности организаций некоммерческого сектора. Появляются сайты и страницы отдельных организаций. А с середины 1990-х начинает выстраиваться и инфраструктура поддержки НКО по продвижению общественных инициатив в Интернете. Основной мотив действий НКО в сети – презентационный. Трудно подсчитать количество созданных тогда ресурсов, основная часть которых уже прекратила свое существование. Контент этих ресурсов отличался однообразием. Стандартный набор включал: миссию организации, ее историю создания, деятельность и проекты, персоналии и контакты. Такой виртуальный буклет в большей степени был ориентирован на самопрезентацию, чем на взаимодействие с клиентами, партнерами, коллегами и не содержал интерактивных инструментов. Бледность ресурсов была обусловлена и нехваткой профессиональных веб-мастеров, дороговизной и недоступностью их услуг для основной массы НКО. Некоммерческие сайты стали экспериментаторской площадкой для начинающих веб-дизайнеров. В конце 1990-х годов – начале 2000-х Интернет-ресурсы НКО становятся более функциональными и специализированными. Выживают и развиваются самые финансовоустойчивые, ориентированные на сохранение и дальнейшее поддержание созданных виртуальных продуктов. В это время появляются специализированные сайты и сервисные ресурсы, интегрирующие информационную, образовательную, методическую информацию. Начинают формироваться тематические и функциональные Интернет-сообщества: экологических, правозащитных, женских, тренерских, фандрайзерских, донорских и др. организаций, работающих в третьем секторе. Появляется тенденция к регионализации. Интернет становится средством регулярного воспроизведения группового взаимодействия, дешевым способом коммуникации, архивирования информации, отличающимся оперативностью. Разнообразие ресурсов таково: корпоративные сайты (сайты организаций) НКО; сайты проектов, реализуемых в реальной жизни; сайты сервисные (инфраструктурной организации), поисковые каталоги, сайты сетей и сообществ. Идет формирование Интернет-сообщества как группы людей, использующих Интернет в качестве базового средства для организации пространства группового взаимодействия участников. Их деятельность способствует организационному, коммуникационному и образовательному росту сектора в целом. Их роль особенно возрастает, когда речь идет о масштабных проектах российского уровня, затрагивающих интересы сектора в целом (кампания по обсуждению внесения изменений в законодательство об НКО, Налоговый кодекс или Гражданский Форум), когда демонстрация единства сектора по каким-то позициям очень важна.
Важное влияние на сетевую деятельность оказывают такие факторы, как «возраст» НКО, наличие у нее опыта работы, уровень организационного развития, источники финансирования. В целом организации, созданные в постсоветский период, демонстрируют значительную активность в виртуальной сети. Они немногочисленны по своему составу, но в большей степени представлены в Интернете и ориентированы на взаимодействие. Уход части западных благотворительных фондов из поля российского гражданского общества за последние несколько лет вызвал сокращение количества и размеров выдаваемых грантов. Это сказалось и на Интернет-сообществах НКО. Ресурсы стали реже обновляться, часть сайтов оказались брошенными. Увеличение в бюджетах НКО доли российских источников финансирования (гранты ОП РФ, региональные и муниципальные гранты, средства благотворителей) изменяет приоритеты в деятельности НКО. Власти и бизнес ожидают от НКО реальной, а не виртуальной работы с населением.
Критериями отбора ресурсов НКО для моего исследования стали посещаемость пользователями, индекс цитируемости, ссылки. Анализировались тематика (интересы), оперативность, посещаемость, интерактивность (возможность пользователю совершать действия), связанность с другими ресурсами (наличие ссылок, баннеров), дизайн и удобство в использовании. Анализ общероссийских ресурсов показывает, что уровень развития общероссийских Интернет-проектов НКО достаточно высок. Это проекты, сумевшие завоевать популярность и имеющие стабильность, ориентированные на внешнюю среду, выполненные на высоком техническом уровне, оформленные в соответствии с современными требованиями к сети, предъявляемыми пользователями. Все больше применяются возможности видео, трехмерной графики, телекоммуникаций в создании виртуальных форумов, конференций, музеев, библиотек, показов видеороликов и т.д. Подробнее об этом – в статье «Трансформация социального активизма в России».
Интернет не имеет географических границ – эти границы проходят в умах людей. Организации, живущие в одном регионе в реальном мире, пытаются сохранить эти границы и в виртуальном. Это связано с попыткой идентификации себя как части регионального сообщества и желанием представлять и говорить от имени региона. Частые встречи на реальных семинарах, конференциях, посещение мероприятий друг друга, участие в лоббировании регионального законодательства позволяют иметь круг общих интересов, которые переносятся и в сеть Интернет. Большинство посещаемых, авторитетных Интернет-ресурсов регионов находятся на сайтах региональных ресурсных центров, чья деятельность предусматривает сервисные функции. Региональные ресурсные центры представляют реальные сетевые системы, что позволяет им накапливать информацию, добытую всеми участниками сети. Интерес НКО к этим ресурсам стимулируется грантовыми конкурсами, организуемыми держателями ресурса, возможностями стажировок, региональными тематическими конференциями, а также качественными электронными и печатными изданиями.
Анализ деятельности НКО конкретного города (Новочеркасска Ростовской области) в Интернете говорит о следующих особенностях. В настоящий момент большинство организаций используют в своей деятельности возможности глобальной сети. Исключения составляют лишь организации, созданные преимущественно в советское время, не имеющие собственных технических ресурсов. В настоящее время практически все НКО имеют, как минимум, один компьютер. Большинство организаций пользуются Интернетом ежедневно. Наиболее предпочтительные для них возможности сети: электронная почта и поиск информации. Не имея собственных сайтов (в силу ограниченных финансовых возможностей), они реализуют презентационную функцию в виде страниц на сайтах своих общероссийских или региональных коллег, на общегородском или районном портале, а также на бесплатных Интернет-ресурсах, таких как narod.ru. Это затрудняет поиск организаций и доступ к их услугам со стороны потенциальных клиентов. Лидеры НКО отмечают, что полноценное использование возможностей Интернета сдерживается нехваткой финансирования, а также отсутствием компьютеров у клиентов (пожилые люди, инвалиды, многодетные родители, беженцы и др.). Свою работу они строят по привычным им схемам и на основе реального общения. Практически все опрошенные лидеры НКО оценили уровень представленности собственной организации в Интернете как средний. Cвое будущее большинство НКО связывает с появлением собственного ресурса, содержащего оперативную информацию, интерактивную связь с клиентами и партнерами и представляющего полноценную деятельность организации.
В Интернете сохраняются, несмотря на отсутствие виртуальных границ, пространственные самоидентификации, и присутствует условное территориальное разделение. В большей степени это заметно на региональных и муниципальных ресурсах и проявляется в том, что организации пытаются «свить гнездо» в Интернете среди «себе подобных», во взаимосвязи с Интернет-продуктами других секторов своего региона/города путем баннеров, ссылок или страниц на чужих ресурсах. Логика действий продиктована тем, что потенциальному региональному клиенту/пользователю Интернета предоставляется разнообразная информация, а не только та, за которой он пришел на сайт (как в супермаркете). Такие действия и взаимодействия понятны любому человеку из рутинного опыта. И в этом виртуальный мир стремится быть максимально похожим на реальный. Примером может служить информационный портал «Novocherkassk-gorod.ru», где соседствуют НКО, организации малого бизнеса, местной власти и СМИ, создавая у любого пользователя сети ощущения присутствия в виртуальном городе-двойнике.
Такие сети представляют собою объединение усилий организаций сектора путем использования возможностей Всемирной паутины. В отличие от социальных сетей, носящих характер персонального участия («Одноклассники», «В контакте» и др.), сети НКО объединяют организации, не носят такого массового характера и основаны на иных потребностях и ценностях, ориентированных на достижение общественного блага. Практически все ресурсы НКО являются сетевыми. Ссылки, баннеры, разделы «Партнеры» присутствуют на многих сайтах. Сети могут объединять совершенно разные ресурсы (как каталоги и базы данных, так и сайты отдельных НКО). Принципы их создания аналогичны тому, как происходят объединения в реальной коммуникации. Здесь велико значение персоналий, их активности, готовности к взаимодействию. Принципы объединения сетей могут быть: тематическими, региональными, смешанными. Примеры – сети экологических, правозащитных, женских и др. НКО. Сети могут быть разновеликими, объединяя несколько НКО или сотни. Сетевые проекты наиболее интересны там, где в их создании и поддержании участвует не одна организация. Возможности сети позволяют продвигать смежные ресурсы как региональной, так и тематической направленности [ Руководство пользователя Интернет-сообщества /Виртуальный ресурсный центр для НКО[online]. Date of access: 18.09.2008. ]. Развитие интегрированных ресурсов позволяет включать сети НКО в существующие бизнес-сети, государственные, региональные, гражданские сети, геоинформационные системы и т.д.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Присутствие некоммерческого сектора в глобальной сети на сегодняшний день не отражает истинного его разнообразия в реальной жизни. В большей степени «выживают» такие Интернет-продукты НКО, которые ориентированы на клиента, на предоставление востребованной информации, имеют устойчивые и диверсифицированные источники финансирования. Тенденции развития Интернет-деятельности НКО направлены на повышение оперативности информации, укрупнение сетевых объединений, профессионализацию лидеров Интернет-сообщества НКО, переход от форм самопрезентации к более удобному поиску и получению информации и коммуникации в различных формах (виртуальные дискуссии, чаты, форумы, блоги и т.д.). Виртуальное гражданское общество изменяется, развиваясь в русле тенденций реального сектора (от самопрезентации к консолидации и межсекторному взаимодействию). Организации общероссийского масштаба гораздо активнее виртуализируются, демонстрируют более качественные и оперативные ресурсы. Развитие региональных и местных НКО в сети сдерживается финансовыми и техническими возможностями самих организаций и их клиентов. В Интернете сохраняются, несмотря на отсутствие виртуальных границ, пространственные самоидентификации. Условное территориальное разделение присутствует и в Интернете. Некоммерческий Интернет-сектор демонстрирует присущие ему в реальной жизни слабости (замкнутость организаций, недостаточную прозрачность, оторванность/слабую связь с населением). Он с осторожностью втягивается в виртуальное пространство, с «оглядкой» на клиентов, с учетом собственных финансовых и технических возможностей и значительно отставая от сетевой деятельности бизнеса и власти.