ИНТЕЛРОС > №1, 2017 > Исламская и христианская антропология как альтернативные версии религиозного гуманизма

Платон Поломошнов, Андрей Поломошнов
Исламская и христианская антропология как альтернативные версии религиозного гуманизма


13 апреля 2017

Платон Андреевич Поломошнов
доцент кафедры философии и культурологии
Ростовского государственного экономического университета,
кандидат философских наук

platon_@list.ru;

 

Андрей Федорович Поломошно
заведующий кафедрой философии и истории
Отечества Донского государственного аграрного университета,
профессор, доктор философских наук

paf1@mail.ru

Статья посвящена компаративистскому анализу исламской и христианской антропологии. Целью сравнительного анализа исламской и христианской антропологии является не акцентуация их сходства или различия, а уточнение их индивидуального социокультурного своеобразия. Методология статьи основана на объективном научном отношении к исламу и христианству как к духовным, социокультурным феноменам и реконструкции специфики исламской и христианской антропологий в контексте их цивилизационной основы. Авторы рассматривают следующие структурные компоненты исламской и христианской антропологий: 1) концепция Бога, 2) природа человека, 3) отношения Бога и человека, или статус человека, 4) смысл жизни человека, служение Богу (регламентация поведения человека). В статье доказывается, что обе антропологии гуманистичны и совместимы с общероссийской социокультурной идентичностью, они образуот ее разные компоненты. Это создает основу для конструктивного межконфессионального диалога и сотрудничества, направленного на утверждение в российском обществе подлинного гуманизма и адаптацию гуманизма традиционных религий к современной реальности.

 

Islamic and Christian anthropology as alternative versions of religious humanism

Platon Andreevich Polomoshnov
Cand. Sc. (Philosophy),
Associate Professor of Philosophy and Cultural
Studies Department of Rostov State Economic University.

Andrey Fiodorovich Polomoshnov
Dr. Sc. (Philosophy), Professor,
Head of the Department of Philosophy and History
of Homeland of Don State Agrarian University.

The article is devoted to a comparative analysis of Islamic and Christian anthropology in order to clarify their individual socio-cultural identity rather than emphasize their similarities or differences. The methodology of the study is based on the objective scientific attitude towards Islam and Christianity as spiritual, social and cultural phenomena, and on the reconstruction of the specifics of Islamic and Christian anthropology in the context of their civilizational foundations. The authors consider the following structural components of the Islamic and Christian anthropology: 1) the conception of God; 2) the nature of man, 3) the relations of God and man, or the status of a person; 4) life purpose, being used of God (regulation of human behavior). The authors maintain that both anthropologies are humanistic and compatible with the all-Russian socio-cultural identity, being its different components. This creates a basis for a constructive interfaith dialogue, worthwhile for the consolidation of true humanism and the adaption of the traditional religions to reality in the Russian society.


Вернуться назад